"Яблоко" в снегу: бывший "Детский мир" снова реконструируют, но не заселяют

По мнению специалистов, известное здание в центре Казани оживет, если вместо торговых мест в нем появятся офисы

"Яблоко" в снегу: бывший "Детский мир" снова реконструируют, но не заселяют
© Реальное время

"Реальному времени" стало известно, что в Казани намечается очередная реконструкция здания бывшего "Детского мира". Сейчас оно в собственности компании "Джи Эй Групп" — владельцев екатеринбургской сети парфюмерных магазинов "Золотое яблоко" на Кольце. О том, какая реновация нужна известному торговому центру в сердце татарстанской столицы, почему оно уже 15 лет остается необитаемым, а площади съехавшего финского магазина "Стокман" до сих пор пустуют и сколько на этом теряют собственники — подробности в нашем материале.

Августовский снег

Собственник бывшего "Детского мира" в Казани — екатеринбургское ООО "Инвестиционная компания "Джи Эй Групп", владельцы сети магазинов "Золотое яблоко", — получил разрешение на реконструкцию здания на Пушкина, 2. Работы будут проводить согласно документу — "в пределах подвала и первого этажа в осях 2-7/Е-3".

Вопрос о причинах и целях реконструкции корреспондент "Реального времени" задал представителям УК "Кристалл", которой принадлежит бренд "Золотое яблоко" и которая имеет общих с "Джи Эй Групп" учредителей. В управляющей компании ответили, что в настоящее время "все ответственные лица находятся в заграничной командировке". Редакция готова опубликовать комментарий собственника и якорного арендатора ТЦ по получении.

А пока в самом магазине никто не в курсе, что в нем будет проходить реконструкция. Во всяком случае, продавцы и менеджеры ничего об этом не слышали, признались они нашему изданию.

Жизнь в магазине ограничивается первым этажом — территорией "Золотого яблока": путь на лестницу, ведущую выше, перекрыт черной лентой с табличкой: "Уважаемые покупатели! "Стокманн" закрыт". Она осталась после того как, завершив в марте 2021 года последнюю распродажу, универмаг брендовой одежды объявил на прощание, что "Стокманн" закрывает универмаг в Казани и пока не планирует открытие новых универмагов в Татарстане".

Грустное впечатление оставляют в разгар жаркого августа и новогодние снежинки иллюминации на фасадах бывшего "Детского мира", которые экономные собственники демонтировать не стали — видимо оставили висеть до будущих праздников.

"Концепцию надо менять"

Четырехэтажное здание бывшего "Детского мира" в XXI веке уже пережило реконструкцию — в 2006-м, когда перешло к московскому ОАО "Подиум". В итоге исчез довольно бестолковый, набитый арендаторами без особой логики "базар-вокзал" — а современный торговый центр так и не появился. Собственник не сумел продать объект, а в 2012 году и вовсе обанкротился.

Общая площадь здания, согласно данным Росреестра, — 11,26 тыс. кв. м, и лишь 1,5 тысячи из них на первом этаже занимает "Золотое яблоко" — остальные пустуют.

— С учетом кадастровой стоимости здания (576,4 млн рублей, — прим. ред.), собственник несет достаточно высокие затраты в виде налогов, — говорит замдиректора компании А-Development Владимир Шайхиев. — Другие затраты, которые не зависят от присутствия или отсутствия арендаторов — это оплата охраны, эксплуатационные затраты. Но, в принципе, все эти расходы может покрывать операционная деятельность "Золотого яблока".

Что же касается упущенной выгоды, заметил он, то все зависит от формата нарезки площадей, но в целом в этом сегменте и в этой части города торговые площади сегодня сдаются по 2 000—2 500 рублей за квадратный метр. Другое дело, что торговля здесь и сейчас не "заходит".

— Концепцию надо менять, — считает Шайхиев. — Узкий брендовый сегмент резко сужает поток покупателей.

"Гибкий офис" вместо брендового универмага

Эксперты "Реального времени" сходятся на том, что "Детский мир" больше не интересен как чисто торговый объект в принципе. Но его перспективы они видят несколько по-разному.

— При том, что локация здания явно является его преимуществом, это здание не совсем удобно для торговли, если говорить о площадях выше второго этажа, — полагает и директор компании Мурат Ахмеров.

Ахмеров считает оптимальным превратить "Детский мир" в коворкинг — "гибкое офисное пространство":

— Премиум-локация при парковке, которая заполняется посетителями одного магазина — "Золотое яблоко", то есть при недостаточной для всего здания обеспеченности парковочными местами, близость к метро, центр города — все это подсказывает решение — бизнес-центр. Тем более что практика уже подсказала, что торговля сюда не идет.

Собеседник "Реального времени" полагает, что, изменив таким образом концепцию объекта, сдавать там площади в аренду собственник мог бы по 1 000—1 500 рублей за кв. м. А стоимость содержания здания (коммунально-эксплуатационные расходы), по его словам, на сегодня может составлять 250—300 рублей за "квадрат" — это затраты, которые, как и налоги, на сегодня не компенсируются арендой.

В "заколдованное место" так и просится еда?

По данным источника "Реального времени" в сообществе риелторов и девелоперов, в Казани не появлялись объявления о сдаче площадей на Пушкина, 2 — возможно, арендаторов ищут через московских брокеров. Либо по каким-то причинам не ищут.

— Место и правда заколдованное! — заметила в ответ на вопросы о причинах "простоя" здания полномочный представитель РГУД в Татарстане Елена Стрюкова. — При всех очевидных плюсах расположения, наличии парковки, которую существенно расширили, и огромных витринах... Сам формат универмагов, к сожалению, переживает не лучшие времена. Stockmann ушел из России, Debenhams не пережил пандемию. Американский Macy,s вынужден переизобретать свой формат заново, чтобы конкурировать за покупателя.

Стрюкова подчеркнула:

— Формат здания бывшего "Детского мира", с учетом имеющегося якорного арендатора "Золотое яблоко", диктует определенный концепт для двух свободных этажей — одежда и товары для дома сегмента средний плюс и выше. Вопрос, есть ли в Казани достаточная емкость рынка для таких арендаторов.

По мнению полномочного представителя РГУД, "с учетом расположения и пешеходного трафика вокруг, в это здание очень просится общепит".

— А пока пустующие этажи собственнику приходится содержать за свой счет, — заметила она. — Стоимость эксплуатации квадратного метра действующих торговых площадей в Казани начинается от 250 рублей за кв. метр в месяц.