«Ремонтники просто взяли и ушли с объекта». Жильцы дома на Мясницкой живут с разобранной крышей почти год

Как уезжала крыша

«Ремонтники просто взяли и ушли с объекта». Жильцы дома на Мясницкой живут с разобранной крышей почти год
© Свободные новости

Ремонт кровли старенькой четырехэтажки из средств фонда капитального ремонта был запланирован на 2023 год. Жильцы, которым еще зимой 2019-го года (в год обильных снегопадов) крышу повредила местная управляющая компания, добились смещения сроков. Чем раньше приведут в порядок кровлю и вернут на место сбитые отливы, которые отводили воду от фасада и окон, тем лучше.

По результатам аукциона, размещенного в конце сентября 2020-го года, подряд получила фирма «Неро». Между компанией и администрацией Волжского района (ещё в феврале прошлого года Фонд капитального ремонта передал функции технического заказчика районной администрации) был заключен договор на капитальный ремонт крыши дома №140 по ул. Мясницкой стоимостью чуть больше 2,3 млн. рублей.

23 января был обозначен в договоре как крайний срок сдачи объекта. Но акт приема выполненных работ подписан так и не был. Заявку на оплату выполненных работ ООО «Неро» в фонд капремонта так и не направила.

А в доме драма

– Последний сильный дождь был ночью, – рассказывает Олеся Чадина. – Собирали воду в тазы и тряпками. И так каждый раз, когда тает снег или идёт дождь. Ремонтники просто взяли и ушли с объекта в январе, замотав стропила плёнкой. Обещали, что ненадолго. Но до сих пор на нашу крышу так и не вернулись.

Олеся живёт с семьёй в маленькой однушке под самой крышей. У них с мужем двое детей. Младшему не больше двух лет. Каждый день семья дышит сыростью. Если квартиру ежедневно не просушивать – для этого Олеся включает сплит-систему в режиме тепла – в ней пахнет плесенью и птичьим помётом.

Олеся Чадина. Фото Анна Мухина

Следы протечек видны везде: натяжной потолок провис над родительской кроватью – там скопилась вода, еще не слитая с предыдущего дождя. Недалеко от дверного проёма в потолке видно отверстие – «техническое», - объясняет Олеся. Специально для слива воды. В сильный дождь натяжной потолок провисает до середины комнаты, принимая удар стихии на себя.

Полы вздуты. Под линолеумом черная плесень.

В кухне следы протечек рядом с лампами в потолке. Для квартир под крышей протечки через электрику не редкость.

- В дождь невозможно спать, - говорит Олеся. – Мало того, что ты бегаешь с тряпками и тазами, так еще и по несущей стене течёт вода: льётся на кровать и на голову.

Чадина за собственные средства заказала независимому эксперту обследование кровли. Предварительные итоги экспертизы неутешительны. Еще спустившись с крыши, приглашенный эксперт отметил, что жить в этом доме просто опасно, а квартиру Олеси можно считать непригодной для проживания.

Поскольку кровельного материала на крыше нет вообще, вода и воздух попадают сквозь вентиляцию в жилые помещения, разрушая перекрытия. Часть стропил на крыше вообще отсутствует. Деревянные доски, которые штабелями лежат на полу чердака, загнивают. Есть опасность, что часть конструкций рухнет с четвертого этажа вниз, поскольку они закреплены ненадежно.

Фото Анна Мухина

У Валентины Михайловны Коноваловой, соседки Олеси по лестничной клетке, ситуация ещё хуже. Целый год пожилая женщина и её дочь-инвалид живут в своей двушке без обоев. Все стены в разводах и потёках. Потолочную плитку пришлось снять – она насквозь промокла и воняла.

В коридоре двухкомнатной квартиры нет света. Лампочка есть, а света нет – разводит руками Валентина Михайловна. Несколько недель назад «коротнуло» проводку. Как раз в эти дни в пленке на крыше образовалась дыра ровно над коридором Коноваловой. Первый же дождь убил электричество. Пока раскрыта крыша, чинить проводку смысла нет, считает хозяйка. Тем более, что в квартире и без того дел хватает.

- На стенах и потолке завёлся грибок, - говорит Валентина Михайловна. – Я обрабатываю всё медным купоросом, но это не очень помогает. Дышать дома невозможно. Влажно, плесень. Когда работает отопление, заходишь в квартиру – и всё, моментально закладывает нос и горло. Каждую ночь просыпаешься от першения. Думаешь – простудилась. Но нет, это от грибка. От воздуха этого.

Валентина Михайловна.Фото Анна Мухина

На лето Валентина Михайловна с дочерью уезжали на дачу. Олесе с детьми деваться некуда – однушка под крышей их единственное жилье. С января месяца Олеся и некоторые другие её соседи пытаются добиться от чиновников и подрядчика ответа, когда крыша всё же вернётся к ним?

Поможем, когда проголосуете

- Мы обращались везде – от районной администрации до администрации президента, - говорит Олеся. – Писали депутатам. Но нас как будто никто не слышит.

- Думали, что хоть к выборам подсуетятся и как-то помогут нам, но никто не суетится, - вторит ей Валентина Михайловна.

- Обратились к одному депутату – он говорит: «не могу вам помочь перед выборами. Это будет подкуп избирателей», - рассказывает Чадина. – И добавляет: «вот проголосуете за нас, тогда мы вам поможем!»

- У нас тут объявление на щите висело от Жириновского. Я ему и написала – помогите нам с крышей! - вспоминает Валентина Михайловна. – Приходит ответ: «мы очень рады, что вы к нам обратились. Мы любим, когда к нам обращаются. Но мы помогаем только на законодательном уровне! Но вы, пожалуйста, придите на выборы!».

Фото Анна Мухина

- Как будто мы просим, чтобы депутаты сами на крышу лезли или из своего кармана ремонт оплачивали! - возмущается мать двоих детей. – Но у вас что, совсем никаких полномочий нет? Неужели нельзя депутатский запрос сделать или как-то по-другому пробить стену фонда капремонта, который от нас полгода отписками отделывается? Они перед выборами про нас забыли, а после выборов точно не вспомнят! Но голосовать за себя зовут.

Урожай отписок

Отписками от жильцов дома №140 отделывается не только Фонд капитального ремонта. У Олеси целая стопка ответов из районной администрации, администрации города, областного министерства строительства и ЖКХ, приёмной губернатора, администрации президента, районной и городской прокуратуры.

Фонд капремонта констатирует проблему: договор с подрядчиком заключён. Но работы не ведутся. Администрация района сообщает, что дважды или даже трижды направляла претензии к подрядчику, но ответа на них не получила. Администрация города и минстрой копируют ответ района. Прокуратура заверяет, что вынесла администрации представление, завела на директора подрядной организации дело об административном правонарушении и заставила администрацию подать на подрядчика в суд. Зампред правительства региона Александр Соловьев утверждает, что работы по ремонту кровли выполнены на 60 процентов. В каждом чиновничьем ответе присутствует замечание, что подрядчик готов приступить к работам и завершить их в срок то до 23 июля, то до 30 июля, то еще когда-нибудь.

В перерывах между письмами жильцы продолжают собирать воду тряпками.

Фото Анна Мухина

«Неро» винит Фонд

Директор подрядной организации «ООО «Неро» Артем Терентьев уверяет, что с объекта они, вопреки словам жильцов, не ушли.

- Мы вообще этот дом никогда не бросали, - говорит он. – Я на связи с жильцами каждый день все эти полгода. Я им объяснил ситуацию. Дело в том, что Фонд капитального ремонта еще в прошлом году приостановил выплаты подрядным организациям. Мы работаем по такой схеме: сначала за собственные средства ремонтируем объект, потом фонд нам оплачивает работу. В прошлом году мы закрыли несколько объектов, все наши оборотные средства были вложены в них. Но выплат за работу от фонда мы так и не получили. Нас – подрядчиков – собрали в конце ноября прошлого года и объявили, что у фонда на счетах нули. Это не секретная информация – можете проверить. Сообщение об их проблемах было во всех СМИ.

По словам Терентьева, организация пыталась справиться с проблемой своими силами: подрядчик обращался в различные банки, но ни в одном из них кредит ему не одобрили. Поставщики строительных материалов работают только по полной предоплате. В рассрочку оплатить материалы нельзя.

- Вы не представляете, как сложно выживать в таких условиях, - говорит Терентьев. – Я знаю, по крайней мере, пять организаций, руководители которых просто закрыли офисы и распустили сотрудников в ожидании оплаты. Сейчас мы, кажется, нашли выход из ситуации: это факторинг. Раньше мы не могли воспользоваться этим инструментом, потому что в Саратове его просто не было.

По договору факторинга те объекты, которые мы закончили, мы передаем банку. Банк выдает нам сумму, равную стоимости работ на этих объектах, за вычетом комиссионных. Фонд капитального ремонта будет платить уже не нам, а банку. Факторинг нам уже одобрен.

Сейчас мы заканчиваем оформление документов. Со дня на день подпишем трехсторонний договор между нами, банком и фондом. На следующей неделе, я надеюсь, уже получим деньги. Как только мне придёт смс о поступлении средств на счёт, я сразу отправлю рабочих доделывать крышу дома №140.

Фото Анна Мухина

Фонд на нуле?

Представители Фонда капитального ремонта быстро прокомментировать ситуацию отказались, потребовав официальный запрос.

И запрос мы, конечно, отправили. Но для того, чтобы понять, что ситуация с финансами у фонда плачевная, достаточно почитать новости об их работе за последний год.

В ноябре 2020 года тогдашний и.о. руководителя организации Денис Немков на совещании в облдуме заявил, что деньги от взносов граждан в фонде закончились. На конец года кредиторская задолженность фонда составила 1,6 млрд. рублей. На том же совещании выяснилось, что в ближайшие три года дыра в бюджете организации вырастет до трёх миллиардов рублей. При этом увеличение платы за капремонт для населения от финансовой дыры фонд не спасёт – в этом был уверен депутат Леонид Писной.

Проблему фонд пытался решить зимой за счет средств граждан – жильцам многоквартирных домов были высланы платёжки с прикрепленной к ним досудебной претензией, в которой требовал оплатить 700 рублей за понесенные им судебные расходы. Судебное взыскание должно было касаться неплательщиков и должников. Однако фонд разослал «досудебки» как должникам, так и аккуратным плательщикам. В дело вмешалась областная прокуратура: фонд «досудебки» отозвал.

В конце апреля этого года, отчитываясь о работе фонда, его руководитель Вера Прохорова подтвердила, что на котловом счёте денежных средств не имеется, зато имеется задолженность перед подрядными организациями в размере 586 миллионов рублей. Банки на покрытие долга кредитов фонду не выдают, а минстрой, куда руководители организации обращаются за софинансированием с 2017-го года, деньги выделять отказывается.

Впрочем, население задолжало фонду взносов на миллиард рублей. Это могло бы решить проблему выплат подрядчикам. Но вряд ли этот миллиард удастся собрать в короткие сроки, несмотря на помощь прокуратуры, которую отметила г-жа Прохорова.

Тем временем, Саратов покидает теплая, солнечная погода. Со дня на день ожидается резкое похолодание и дожди. А жителям дома №140 остается только раскрыть зонты, расставить тазы и ждать, что очередной дождь не убьет остатки электропроводки, а остатки крыши не рухнут им на головы.

Фото Анна Мухина