Управляющим компаниям дадут сэкономить на штрафах

Предполагается обеспечить возможность предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без переоформления лицензии, говорится в пояснительной записке к документу. Будет развиваться реестровая модель в сфере лицензирования, что, как ожидается, снизит нагрузку на бизнес.

Поправки связаны с вступлением в силу в июле нового закона о государственном и муниципальном контроле и внесением изменений в закон о лицензировании. В связи с этим с марта 2022 года не будет необходимости в переоформлении лицензии в этой сфере. Предполагается, что переоформление заменят на процедуру внесения изменений в реестр лицензий, а осуществление лицензионного контроля - на оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований. Для подтверждения своего права управлять многоквартирными домами управляющая организация будет получать выписку из реестра лицензий.

Цель вступившего в силу в июле закона - оптимизировать давление на бизнес со стороны проверяющих органов, говорит эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук. В сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами плановые проверки будут ограничены с марта 2022 года оценкой соблюдения обязательных лицензионных требований. "Это необходимо, чтобы УК не штрафовали за то, в чем виноваты собственники - например, если засорилась канализация из-за того, что кто-то сливал в унитаз цемент во время ремонта в квартире, или за ненадлежащее состояние конструкций, не входящих в состав общего имущества - например, если к дому примыкает арочный проезд или есть ветхие элементы, которые находятся за границами земельных участков", - поясняет он.

Минстрой предлагает переоформление лицензии для УК заменить просто продлением срока действия - она выдается на пять лет, и, во-вторых, квалификационный экзамен для руководителей компаний на предмет знания жилищного законодательства считать не контрольным мероприятием, а оценкой соблюдения одного из требований, которые подлежат лицензированию. "Лицензирование УК вводилось семь лет назад как временная мера, чтобы навести порядок с двойными квитанциями, подделкой протоколов и выведением средств в оффшоры, - говорит Склянчук. - Сегодня представляется актуальнее задача развития добросовестной конкуренции на рынке управления жильем, а для этого необходимо развивать рыночные механизмы саморегулирования".

Практики применения нового закона о государственном контроле (надзоре) пока нет, отмечает директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. Сейчас идет издание необходимых для этого подзаконных актов.

Предполагается, что новый порядок уменьшит количество плановых проверок управляющих компаний, говорит Генцлер. Если компания подтвердит, что соответствует лицензионным требованиям, то ее не должны включать в план проверок. Бизнесу это даст защиту от излишнего надзора - не только со стороны госжилинспекции, но и со стороны других надзорных органов.

Кроме того, новый закон о государственном контроле, действие которого распространяется на управляющие компании, должен обеспечить проверку жилищной инспекцией обоснованности поступающих от жителей жалоб на управляющую организацию. Во-первых, предполагается выяснять, кто автор жалобы на УК, имеет ли он вообще отношение к дому, о котором идет речь. Кроме того, будет выясняться, насколько обосновано обращение. Закон говорит, что при рассмотрении обращений должна быть оценена "достоверность сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". То есть, действительно ли нарушение, на которое жалуется житель, нанесло ущерб или создало угрозу, что ущерб будет нанесен "охраняемым законом ценностям" в многоквартирных домах. Конечно, для применения такой нормы необходимо определить, а что это за ценности, отмечает Генцлер. Иначе можно будет по-прежнему наказывать управляющую организацию за неисполнение каких-то малозначимых действий. И кроме того, необходимо четко разграничить ответственность собственников помещений и ответственность управляющей организации. Ведь управляющая организация должна действовать в соответствии с решениями общего собрания собственников, которыми утверждается перечень необходимых для обеспечения надлежащего состояния дома услуг и работ.

"Представляется, что управляющая организация должна нести ответственность за то, чтобы предложить и обосновать такой перечень, а собственники должны утвердить этот перечень услуг и работ на общем собрании и определить размер платы, который будет обеспечить их выполнение. И такие решения должны учитываться при осуществлении контроля за деятельностью управляющих организаций со стороны жилищных инспекций", - отмечает эксперт. До сих пор, например, житель мог пожаловаться, что подъезд не отремонтирован, после чего назначалась внеплановая проверка и компанию, как правило, штрафовали, не принимая во внимание, что такой ремонт не был запланирован, а расходы на него не были учтены в составе платы собственников помещений, поясняет Генцлер.

"Хотелось бы надеяться, что изменения законодательства в сфере госконтроля приведут к тому, что при рассмотрении жалоб жилищная инспекция будет выяснять, создает ли такая "недоработка" реальную угрозу или причинила ли ущерб жителям и многоквартирному дому, а также, в чем причина нарушений - в плохой работе управляющей организации или в том, что собственники не приняли необходимого решения по обоснованному предложению управляющей организации, то есть сами создали угрозу своим бездействием", - говорит она. Например, подъезд может быть не покрашен не из-за халатности УК, а потому, что жители как собственники своего дома решили направить собранные деньги на более важный текущий ремонт - крыши или системы отопления, а подъезды решили пока отложить.

Надзорные органы должны будут больше заниматься профилактикой нарушений, добавляет эксперт. Сейчас УК наказывают только штрафом, впредь же ей смогут объявить предостережение. Для жителей в этом есть позитивный момент: УК меньше средств будет тратить на уплату штрафов, часто весьма крупных, соответственно, больше денег пойдет собственно на содержание и ремонт жилья. Ведь штрафы УК сейчас платят из тех же сумм, которые собирают с жителей.

Было бы правильно, чтобы менее жесткий надзор со стороны госорганов дополнялся более строгим контролем за УК со стороны жителей, считает Генцлер. Ситуацию в этой сфере должен регулировать рынок: если собственники не удовлетворены работой своей управляющей организацией, они должны иметь возможность "наказывать ее деньгами", оплачивать только те услуги и работы, которые действительно получили, применять штрафные санкции, а также вообще отказаться от ее услуг и нанять другую управляющую компанию.

"Сегодня смена управляющей организации - большая проблема для собственников, - отмечает Генцлер. - И часть этих проблем создает действующий порядок лицензирования управляющих организаций. Этот порядок необходимо менять, но пока в проектах новых нормативных актов об этом ничего нет".