Цены на квартиры во Владивостоке растут второй год подряд: прогнозы экспертов
За однушку пять миллионов Согласно данным сайта «Домофонд», за год цены на квартиры во Владивостоке в среднем подорожали на 1,75 %, за месяц – более чем на 11 %. Сравните: в октябре 2020 года цены за квадрат в среднем были около 129 тысяч рублей, сегодня – более 146 тысяч. В среднем, сообщает «Домофонд», однушка в городе стоит 4,5 млн рублей, двушка – 6,8 млн, трешка – более восьми млн рублей. Еще более печальной выглядит статистика в сравнении с «до-эскоуными» временами 2019 года. Тогда квадрат стоил в среднем меньше ста тысяч рублей. «За последний год цены на недвижимость во Владивостоке не падали. Но и взрывного роста тоже нет, как это было в прошлом году. Можно говорить о том, что рост цен на вторичном рынке остановился, а вот в новостройках все еще идет», – говорит Сергей Косиков, директор Городского риелторского центра. Почему дорого? Несмотря на то, что в экономике наступили тяжелые времена, квартиры продолжают покупать. Сергей Косиков уверен: дело в том, что люди привыкли считать недвижимость хорошим вложением денег. Причина повышения цен, по мнению Сергея Косикова, в том, что государство сделало недвижимость доступнее: дальневосточная ипотека, господдержка новостроек. «Люди, разумеется, стали покупать квартиры в новостройках. Но их не так много строили, так что цены вслед за спросом стали расти. Люди стали возвращаться на вторичный рынок – там тоже стали дорожать квартиры. Не бывает такого, чтобы цены на новостройки выросли, а на вторичке – нет. Они всегда следуют за рынком новостроек», – говорит директор Городского риелторского центра. Риелторы во Владивостоке замечают, что в последнее время увеличился спрос именно на квартиры в новостройках. Дело тут, считает Сергей Косиков, как раз в поддержке государства: есть большая разница – брать ипотеку под 0,1 % или под 8,5 %. Поможет ли увеличение границ города снизить цены? Решить проблему с ценами, по мнению риелтора, можно с помощью увеличения количества предложений на рынке. Теоретически, такой задачей государство наделяет город Спутник, который собирается строить в Надеждинском районе Приморья. «Оценивать, как строительство города повлияет на цены, пока невозможно: к моменту, когда первые дома сдадут, ситуация на рынке будет иной», – отмечает Сергей Косиков. Однако сейчас мы можем оценить перспективы будущего города: ДНС-Девелопмент строит за городом два поселка. В том же Надеждинском районе появились ЖК «Формат» и Новый Де-Фриз. Поселки находятся далеко от Владивостока, но рядом с трассой и развязкой в сторону города. И, по данным Сергея Косикова, пользуются популярностью у покупателей. «Если бы эти дома построили ближе к городу, у Зари или сразу после моста на Де-Фриз спрос был бы в разы выше. Но люди и так готовы покупать эти дома – им предоставляют развитый микрорайон, который полностью обеспечен всей необходимой инфраструктурой. Все, что нужно человеку для жизни, там есть. И да, там дешевле и там нет огромных высоток», – считает он. Если архитекторы Спутника учтут опыт уже сданных микрорайонов во Владивостоке в Надеждинском районе, то есть все шансы, что квартиры будут покупать. Людям сейчас становится важнее жить не в центре, а чтобы была хорошая планировка, спокойная обстановка, рядом все необходимое. Главное – не создать второй Владивосток с пробками У этого прекрасного Владивостока будущего, где много людей живет в загородных ЖК, пока есть один жирный минус: пробки. Пока количество жителей пригорода, которые каждый день мотаются во Владивосток и обратно, еще не так велико, но пробки в районе Зари собираются 5-балльные. Антон Савенко, руководитель регионального отделения «Городские реновации» в Приморском крае рассказал, что можно сделать, чтобы пробок в городе стало меньше – особенно после строительства ЖК или городов за чертой Владивостока. «Пробки не из-за узких дорог, пробки из-за большого количества машин. А места под новые дороги в наших городах нет. Людей очень много на ограниченной территории, и рациональный подход говорит о том, что вместо расширения дороги необходимо увеличить ее провозную способность: при той же площади, а то и с возможностью ее уменьшать в некоторых местах», – объясняет урбанист. Увеличить провозную способность можно за счет внедрения качественной сети общественного транспорта. Это же решение поможет избежать проблем, когда новые ЖК в пригороде полностью заселят, а Спутник сдадут. Кроме того, надо строить перехватывающую парковку в районе Зари и выделенную автобусную полосу до центра с периодичностью движения автобусов в 3 минуты. «В последние несколько десятков лет мы сильно сконцентрировались на автомобиле как единственном способе передвижения по городу, и это сильно ущемило пешеходную сеть, заставило деградировать общественный транспорт», – резюмирует Савенко. Фото: ФедералПресс