В Москве вырос сегмент гибких офисных пространств

По данным "Авито недвижимость", за последний год спрос на офисы снизился на три процента. А вот аналитики Knight Frank сделали вывод, что в Москве спрос на классические и гибкие пространства превысил показатель 2020 года. По данным KF, строительная активность девелоперов на этом рынке в 2021 году значительно выросла, поэтому годовой показатель предложения может составить 700-720 тысяч квадратных метров. Это перекрыло результаты прошлого года более чем в три раза. Объем предложения 2021-го даже оставил позади годовые показатели 2016-2019 годов. Одна из ключевых тенденций рынка - заинтересованность компаний в разных форматах офисов - в ТЦ, особняках, гибких пространствах.

В Москве вырос сегмент гибких офисных пространств
© Российская Газета

Несмотря на стагнацию спроса в 2020 году и ожидание падения основных показателей, сегмент гибких офисных пространств растет. По оценкам аналитиков, с 2010 по 2020 год их прирост составил в среднем 40-45 процентов в год. В этом году спрос на гибкие офисы стал еще активнее. Так, крупнейшей сделкой в 2021 году стала аренда компанией Ozon площадей в БЦ "Искра-Парк". Правда, как отмечают эксперты, и Ozon, и Яндекс практически "всеядны", интересуются всеми помещениями, которые только появляются в выгодных локациях на рынке. Одно из излюбленных мест для арендаторов - Сити.

Одна из причин спроса на офисном рынке столицы, по мнению AFI Development, увеличение числа представителей малого бизнеса, которые предпочли переезд в качественные бизнес-центры ниже классом.

Так что такое гибкий офис? Это услуга, которая включает в себя аренду рабочего места. "Спрос на гибкий офисный продукт продиктован такими факторами, как дефицит площадей в существующих качественных бизнес-центрах и нежелание арендаторов вкладываться в отделку", - рассказала Мария Зимина, директор департамента офисной недвижимости KF.

Если сотрудник присутствует в офисе пару раз в неделю, он будет делить рабочее место с коллегой

А для "РГ" пояснила, как это происходит: оператор выкупает офис, делает в нем правильный ремонт по своему усмотрению или под заказ. И потом продает его вместе с услугами в расчете на каждое рабочее место. По сути, это напоминает гостиницу.

Причем гибкие офисы интересны не только небольшим компаниям, но и крупным. "Правда, это выйдет дороже, - заметила эксперт. - Ведь руководство будет платить аренду не за занимаемые квадратные метры площади, а за каждого человека. В среднем - 30 тысяч рублей в месяц. Это дороже, конечно, чем просто аренда. Но в эту стоимость включены такие услуги, как чай-кофе, бумага, принтинг, ИТ".

Чем гибкий офис отличается от коворкинга? Последнее, по мнению аналитика, в основном ориентировано на индивидуальных предпринимателей. А гибкий офис - это когда компания сохраняет и свою вывеску, и брендирование, даже ресепшен.

В прошлом году на фоне пандемии стали ходить разговоры, что Open-space в ковидное время - это зло. А что об этом думают эксперты рынка недвижимости? По их мнению, в разные периоды времени меняется представление о форматах организации рабочего пространства. "Open-space по-прежнему нужны, но сейчас больше востребованы форматы, где предусмотрены какие-то зоны для релакса, где можно спокойно пообщаться, отдохнуть, - пояснила "РГ" Мария Зимина. - В классическом Open-space такого нет. Поэтому больше становится пространств для коллабораций".

То есть сотрудник должен понимать, что если он присутствует в офисе пару раз в неделю, то будет делить свое рабочее место еще с кем-то.

Как правильно организовать офисное пространство? Первое, о чем необходимо позаботиться руководителю, - поставить шкафчики, где каждый сотрудник будет хранить свои вещи. Во-вторых, придерживаться политики "чистого стола". Другими словами - убирать после себя все бумаги. Это психологически непросто, к этому придется морально подготовиться. В результате на отдел выделяется меньше рабочих мест. Они могут быть закреплены за директорами, ассистентами и кто чаще других бывает в офисе. Все остальные садятся на свободные места.

И при пиковой нагрузке, когда потребуется вызвать в офис всех, нужно заранее рассчитать, как разместятся сотрудники. Как один из вариантов - занять переговорную. Кстати, новая концепция заключается в том, что именно переговорных должно быть больше, а рабочих мест - меньше.

Это объясняется тем, что люди будут приезжать в офис, чтобы пообщаться, а не для того, чтобы поработать.

Таким образом, можно примерно на 40 процентов уменьшить количество занимаемой офисной площади. При условии, что примерно 25-30 процентов сотрудников будут находиться на частичной удаленке.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ольга Бухарова