Градозащитница назвала три возможные причины пожара исторического дома на площади Сенной

Градозащитница Анна Давыдова прокомментировала возможные причины пожара в Доме Чардымова на площади Сенной. Своим мнением она поделилась на странице в соцсети.

Градозащитница назвала три возможные причины пожара исторического дома на площади Сенной
© В городе N

По ее словам, застройка территории вокруг татарской мечети обсуждалась еще в 2000 году, когда там планировалось строительство жилого комплекса. В то время научно-исследовательское предприятие «Этнос» разработало историко-культурный опорный план, согласно которому у объектов культурного наследия «Дом Чардымова» и «Дом Башкирова» будут установлены зоны охраны с ограничением градостроительной и хозяйственной деятельности, а с застройщиком «ВВСК» был заключен договор развития застроенной территории под строительство жилищного комплекса и гостиницы.

При этом зоны охраны объектов культурного наследия долгое время так и не устанавливались, несмотря на обращения в прокуратуру и УГО ОКН, здания начали ветшать. Застройщик тем временем обанкротился после судов с правительством Нижегородской области о неуплате долга в более чем в 3 млн рублей по внесению платежей в счет компенсации расходов за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру. При этом, как рассказала Давыдова, в результате процедуры банкротства оба здания остались в собственности «ВВСК», которая продала четыре квартиры разным собственникам.

В 2018 году градозащитники рассказали о проблеме новому губернатору Глебу Никитину. По словам Анны Давыдовой, это помогло разрешить ситуацию с долгостроем и утвердить зоны охраны ОКН. Однако ответственность за содержание объекта несут именно собственники. Правительство региона планировало выкупить помещения в доме Чардымова, но, как пишет градозащитница, их владельцы требовали очень большие суммы.

Поскольку Дом Чардымова не являлся и не является собственностью ни муниципалитета, ни областным имуществом, потратить на его реставрацию и даже просто охрану бюджетные средства невозможно. Это нецелевое использование бюджетных средств, — отметила Давыдова.

Несмотря на то, что нижегородцы приобрели помещения в ОКН без обременений и обязательств по его сохранению, 26 апреля 2022 года Нижегородский районный суд удовлетворил иск УГО ОКН по региону, и с момента вступления решения суда в законную силу квартиры будут изъяты. 

Информации о намерениях ответчиков по обжалованию данного решения пока не имеется. Если обжалования не последует, решение суда вступит в силу 6 июня, — пояснила Давыдова.

Напомним, 30 мая 2022 в старинном доме на улице Большой Печерской, 54 произошел пожар. Огонь перекинулся и на объект культурного наследия Дом Чардымова (№ 54а). Площадь пожара составила 510 квадратных метров. Предположительно, он произошел в результате поджога.

Отвечая на вопрос, кто мог уничтожить историческое здание, Анна Давыдова видит три правдоподобных версий. По ее словам, это могут быть собственники четырех квартир, которые обязаны восстанавливать здание, несмотря на то, что их сделки о покупке помещений аннулировали. 

Второй вариант, по мнению градозащитницы, — это «ВВСК», которое снова отвечает за содержание и реставрацию памятника архитектуры.

Несостоятельность версии в том, что обязательств по восстановлению здания никто с этой компании не снимает, — добавила Давыдова.

И, наконец, третье предположение заключается в том, что ОКН подожгли, так как он мешал строительству метро, однако нижегородка сомневается в том, что это уничтожение здания принесет какую-либо выгоду при создании объекта.

Метро проходит достаточно далеко от этих объектов, и в соответствии с разработанным ППТ никак не затрагивает здания ОКН. То есть стройплощадка не коснется этой территории. О чем и было принято протокольное решение накануне. Более того, еще в январе этого года на совещании в правительстве, посвященном развитию данной территории, поручено также под протокол разработать раздел НПД по реконструкции ОКН, — пояснила градозащитница.

Она добавила, что в каком бы состоянии не находилось здание, собственнику придется разрабатывать раздел обеспечения сохранности и его реализовывать.

Ранее бывший жилец горевшего Дома Чардымова поделился воспоминаниями о жизни в ОКН.