Исследования: потребность в улучшении жилищных условий по-прежнему высока, но не все готовы их улучшать

Для россиян приоритетным вариантом вложения средств остаются инвестиции в недвижимость. Таковы результаты социологического опроса*, который по традиции вместе провели «Дом.РФ» и ВЦИОМ.

Исследования: потребность в улучшении жилищных условий по-прежнему высока, но не все готовы их улучшать
© BFM.RU

При этом 49% его участников отметили, что при наличии крупной суммы предпочли бы купить именно жилые квадратные метры. «Показательно, что большинство семей хотели бы купить жилье для собственного проживания, а не в инвестиционных целях. Так заявили 66% граждан, готовых вложиться в недвижимость. Это говорит о том, что в стране накоплена высокая потребность в улучшении жилищных условий», — подчеркивает генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко.

Кстати, другой опрос* «Дом.РФ» и ВЦИОМ свидетельствует, что в России увеличивается доля сделок с жильем в новостройках на самых ранних этапах строительства. По данным этого исследования, 25% фактических покупок в новостройках в 2021 году совершены на стадии оформления проектной документации или котлована, а еще 30% — на этапе возведения стен. В «Дом.РФ» это связывают прежде всего с верой покупателей в защитный механизм счетов эскроу, хотя это наверняка не единственное объяснение.

Но вернемся к способам вложения средств. Второй по популярности путь — приобретение земельного участка: так ответили более 20% опрошенных. Еще 15% респондентов заявили, что при наличии больших денег потратили бы их на ремонт жилья.

При этом сейчас 72% участников опроса считают вложения в жилье выгоднее банковских вкладов (полтора года назад так считали 66%). «За этот период стоимость жилья в новостройках выросла на 43%, в то время как ставки по вкладам увеличились с 4-5% в октябре 2020 года до 11-12% в мае 2022 года», — поясняют в «Дом.РФ».

И еще: 29% респондентов, готовых вкладываться в жилье, хотели бы в последующем сдавать его в аренду. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день самый востребованный формат аренды — однокомнатное жилье (53% портфеля строительства), однако это не соответствует демографической структуре населения: 52% семей состоят из трех и более человек, которым для комфортного проживания требуются, по идее, квартиры с тремя и более комнатами.

Но вот именно что «по идее», потому что на практике снимать «трешку» и более далеко не всем по карману. По мнению авторов исследования, спрос на «однушки» будет сокращаться по мере насыщения рынка новостроек малогабаритным жильем: как ни печально, пока от этого неприятно звучащего определения Россия отказаться не может.

А вот опрос сервиса «Яндекс.Аренда»* был посвящен конкретно московской ситуации. Выяснилось, что примерно 69% жителей столицы ежедневно тратят на дорогу до работы или учебы один-два часа, а то и больше. Половина видят в этом проблему и очень хотели бы сократить время, которое проводят в пути, но: 61% москвичей не готовы ради этого менять место жительства, да и вообще не готовы его менять.

Среди основных препятствий для смены жилья — высокая стоимость аренды (25%) и неудобный путь до работы (24%). Еще 18% опасаются серьезных хлопот с переездом, а 15% не хотят далеко уезжать от семьи. Кроме близости к работе или месту учебы (24%) и цены аренды (27%), при смене места жительства москвичи обращают внимание на наличие развитой инфраструктуры, а для 12% важна сама возможность сменить окружение.

Вообще, как показывают результаты исследования, при переезде около 40% хотят остаться в знакомом районе, вблизи от мест, где живут сейчас. Около половины опрошенных хотели бы остаться в своем районе и если бы перед ними встал вопрос покупки собственной квартиры. Тем не менее сменить район на более привлекательный хотели бы 40% респондентов, а 21% даже не против переезда в другой город.

* Есть в распоряжении Business FM