За уничтожение редких грибов предложили штрафовать

Штрафы за уничтожение, сбор и продажу растений, занесенных в Красную книгу, предложили распространить на весь растительный мир. А он включает не только сами растения, но и некоторые виды водорослей и грибов. Законопроект с такой нормой, внесенный сенаторами, Госдума приняла в первом чтении 21 декабря.

За уничтожение редких грибов предложили штрафовать
© Парламентская газета

Не только цветы и деревья

Наказания для тех, кто уничтожает редкие растения, занесенные в Красную книгу России, или охраняемые международными договорами, уже предусмотрены. Для граждан — штраф 2,5—5 тысяч рублей, для должностных лиц — 15—20 тысяч, для компаний — от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Наказать могут также за сбор, хранение, покупку или продажу редких растений, а также действия, которые приводят к их гибели. 

Но этого оказалось недостаточно, чтобы защитить природные богатства. Поэтому сенаторы предложили использовать вместо слова «растения», которое сейчас фигурирует в кодексе, термин «растительный мир». По мнению авторов, это позволит повысить эффективность защиты его особо ценных объектов и будет способствовать сохранению уникального биологического разнообразия России.

Дело в том, что растения и объекты растительного мира — это разные вещи, сказала, представляя законопроект в Госдуме, зампред Комитета палаты по госстроительству и законодательству Ирина Белых. И в Лесном кодексе, и в нормативно-правовых актах Минприроды используется именно последнее понятие. 

И неспроста. «Объекты растительного мира — это обобщенное понятие для собственно растений, некоторых групп водорослей, которые, по современным представлениям, не растения, а также грибов, которые давно не растения», — пояснил «Парламентской газете» директор Ботанического института имени В.Л. Комарова РАН Дмитрий Гельтман. Это понятие используют обычно в нормативных документах для краткости.

Всего Красная книга охраняет 670 видов объектов растительного мира, рассказала Белых.

Например, среди цветов, включенных в Красную книгу, фиалка надрезанная, валериана аянская, лук странный, остролодочник сомнительный. Туда вошел целый ряд колокольчиков — осетинский, холодолюбивый, Комарова, доломитовый, безенгийский, Отрана и ардонский — и подснежников — кавказский, Борткевича, узколистный, Воронова, складчатый, широколистный и лагодехский. Из деревьев в Красной книге — сосна меловая, лиственница ольгинская, ель Глена. А из грибов рискуют исчезнуть с лица земли вешенка семгово-соломенная, мухомор шишкообразный, перечный гриб рубиновый, трюфели — летний и бургундский.

Следующий шаг — уголовные наказания

Еще одна задача законопроекта, как говорится в пояснениях к нему, — заложить основу для создания уголовно-правовой защиты ценных объектов растительного мира. Пока отдельная статья есть только за уничтожение краснокнижных животных. Минимальное наказание, которое может ждать браконьеров, — 480 часов обязательных работ, а максимальное, если они создали преступную группу, — лишение свободы на девять лет. А этим летом группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который предлагает ввести ответственность и для тех, кто уничтожает, собирает, покупает и продает растения, занесенные в Красную книгу России. 

Людей, которые нарушат правила по неосторожности, это не коснется, пообещали авторы. Речь идет только о деяниях с умыслом, говорится в пояснениях к инициативе. «Но деяния, которые совершены в отношении особо ценных пород деревьев, растений с умыслом, тем более с получением коммерческой выгоды, должны наказываться», — отметила в разговоре с «Парламентской газетой» одна из авторов законопроекта, зампредседателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.

Так, например, в Хабаровском и Приморском краях незаконно добывают и продают в Китай корень краснокнижного женьшеня настоящего, который обладает лекарственными свойствами. В сентябре 2020 года сотрудники Дальневосточной оперативной таможни пресекли попытку контрабанды 8,5 килограмма корня стоимостью около 14 миллионов рублей.

Законопроект об уголовной ответственности, судя по данным системы обеспечения законодательной деятельности, собираются рассмотреть в январе.

Нужно дополнительно уточнить и административную ответственность, она должна быть не только за то, что «сорвал цветочек», но и за уничтожение мест обитания объектов растительного мира, считает Гельтман.

«Основной урон как раз от изменения характера мест обитания. Почему-то ответственность за нарушение среды обитания животных есть, а за уничтожение объектов растительного мира — нет», — сказал ученый.