В АТОЛ заявили, что почти 30% покупателей в России получают электронный, а не бумажный чек

МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Почти 30% покупателей в традиционной рознице в марте 2023 года получали электронный чек вместо бумажного, доля таких покупателей выросла по сравнению с мартом 2022 года на 7 п. п. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе АТОЛ ("Автоматизация торговли и логистики").

"В магазинах россияне все чаще пользуются услугой отправки себе электронного чека. Этой возможностью в марте 2023 года воспользовались 28,7% покупателей, что на 7 процентных пунктов больше, чем за аналогичный период 2022 года", - говорится в сообщении АТОЛ, который проанализировал 200 млн чеков через программное обеспечение Frontol.

"Хотелось бы верить, что указанные выше 29% покупателей изъявляют собственное желание получать электронные чеки, так как в последнее время был заметен тренд о самовольном переключении покупателей на электронные чеки торговыми объектами", - приводятся в сообщении слова директор центра компетенций по цифровой экономике и GR АТОЛ Юлии Русиновой. Она констатирует, что подобная инициатива торговых предприятий противоречит нормам 54-ФЗ. "Волеизъявление покупателя должно учитываться, и выбор всегда должен оставаться именно за тем, кто расстается со своими деньгами. Поэтому обращаем внимание, что получить бумажный чек имеет право каждый клиент, оплативший товар или услугу. Помните, что электронный чек или его распечатка покупателем имеют ту же юридическую силу, как и бумажный. По нему потребитель может сделать возврат, а также оформить налоговый вычет", - отмечает Русинова.

В то же время, как сообщил ТАСС директор по продуктам для массового рынка "Платформы ОФД" Дмитрий Афанасьев, в марте 2022 года в офлайн торговых точках доля электронных чеков составляла 1,5-2%, в марте 2023 года - уже 5,5-6%. В целом в рознице за год доля электронных чеков выросла с 5-5,5% до 10-11%. По данным IT-компании "Эвотор", в первом квартале 2023 года доля электронных чеков выросла до 9% по сравнению с 1% в первом квартале 2022 года. Эксперты отмечают, что порядка 90% таких фискальных документов поступают потребителям на электронную почту, остальные - на смартфон.

В "Платформе ОФД" отмечают, что причиной увеличения объема электронных чеков являются рост сферы электронной коммерции, экономия на чековой ленте и сокращение издержек магазинов. Кроме того, магазины стремятся собирать больше контактов покупателей для своих баз данных. По данным АТОЛ, для оплаты товаров и услуг 59% россиян использовали безналичную оплату, по данным "Платформы ОФД" - 62%. В то же время, как сообщил ТАСС представитель пресс-службы Х5 Group, в среднем около 70% покупателей, приобретающих товары через кассы самообслуживания в магазинах "Пятерочка", не печатают чек.

О компаниях

АТОЛ - один из крупнейших разработчиков технологий для обмена товарами и услугами в России.

"Платформа ОФД", которой принадлежит аналитический ресурс "Чек индекс", крупнейший оператор фискальных данных страны, ежедневно обрабатывает 50-55 млн кассовых чеков, с более 1,1 млн онлайн-касс в России.

"Эвотор" - IT-компания, экосистема технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса. Крупнейший российский производитель "умных" онлайн-касс - в стране активировано более 950 тысяч смарт-терминалов "Эвотор". Каждый четвертый предприниматель в России работает на "Эвоторе".