Застройщики Ростова назвали препятствия для строительства домов и дорог

Чтобы в Ростове срубить дерево и приступить к строительству дома на его месте, нужно потратить несколько месяцев, пожаловался на круглом столе, организованном в Торгово-промышленной палате Ростовской области председатель комитета ТПП по градостроительной деятельности Геннадий Наумов. По совместительству он возглавляет строительную компанию, которая столкнулась с подобной проблемой на практике. При этом все необходимые документы на вырубку можно собирать только после получения разрешения на строительство.

Застройщики Ростова назвали препятствия для строительства домов и дорог
© Российская Газета

- Стоит техника, люди получают зарплату, но нужно подождать пару месяцев, чтобы по закону убрать одно дерево, - негодует застройщик.

Корреспондент "РГ" ознакомился со списком бумаг, которые необходимы, чтобы спилить здоровые деревья. Одно перечисление документов занимает почти два листа формата А4. На первом этапе, например, нужно подать заявление в отдел ЖКХ района города на "комиссионное обследование" зеленых насаждений. На завершающем этапе оформления документов надо проинформировать о начале работ по валке деревьев, о начале и сроках компенсационного озеленения четыре ведомства.

В целом, чтобы спилить дерево или деревья, нужно подготовить 24 документа на 88 листах в трех экземплярах, получить 52 подписи и поставить 14 печатей.

Как отметил присутствовавший на встрече бывший первый заместитель мэра Ростова Сергей Манаков, бюрократия в этом вопросе - больная для Ростова тема. Для строительства Западного обхода города, например, предстоит спилить 870 деревьев, а дорога нужна уже "здесь и сейчас".

В прежние годы, по словам экс-чиновника, несанкционированная вырубка деревьев тоже была серьезной проблемой, поэтому власти максимально регламентировали процесс. Действует решение городской думы N 239 о правилах охраны зеленых насаждений еще от 2012 года, которое базируется на постановлении правительства РФ и областного закона. Если суммировать все регламенты, то на вырубку деревьев, например, отведено 77 рабочих дней.

Столь затяжные сроки отбивают у застройщиков желание связываться с властями, но проблему необходимо решать. За ориентир, по словам Манакова, можно взять Москву, где приняли постановление "о порубочном билете", позволяющем за 14 дней оформить все необходимые бумаги.

- В Москве, возможно, это и оправданно темпами строительства, но в Ростове застройщики за редким исключением рубят все подряд, несмотря ни на какие сроки, - говорит руководитель общественного движения "Городской патруль" Елена Хатламаджиян.

- При губернаторе Ростовской области есть комиссия, которая отвечает за доступность и повышение качества государственных и муниципальных услуг. Ее возглавляет заместитель министра цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области. Нужно выйти с предложением откорректировать наши законы, чтобы упростить процедуру. Есть даже рекомендация от правительства РФ областному минцифры довести срок выдачи разрешения на снос деревьев до 17 дней. И такая же рекомендация дана областному комитету окружающей среды.

Также, по словам Манакова, для ускорения процедуры нужно синхронизировать выдачу разрешения на строительство и на снос деревьев.

Есть свои нюансы и у компенсационной высадки: взамен каждого срубленного дерева необходимо высадить три новых или оплатить необходимые работы. Застройщики в основном предпочитают компенсационную высадку, но и тут не все гладко.

По словам Геннадия Наумова, сажать деревья сегодня просто некуда. К тому же за каждым необходимо три года ухаживать, чтобы оно не засохло. Поэтому, если они разбросаны по городу, стоимость их содержания вырастает в несколько раз. Застройщики считают, что логично было бы посадить все деревья в одном месте, чтобы потом устроить, например, городской парк.

Елена Хатламаджиян, напротив, утверждает, что в любом районе есть места, где можно сажать деревья. Однако беда в том, что их сажают обычно там, где скажет районное руководство, среди которого нет компетентных специалистов-дендрологов. И получается, что деревья высаживают где придется, поэтому далеко не все они приживаются.

- Да и не все застройщики занимаются компенсационной высадкой. У меня есть данные, что за последние 3 - 4 года город лишился примерно четырех тысяч деревьев, - говорит Хатламаджиян.

По словам председателя правления ростовского Союза архитекторов России Алексея Полянского, когда на левом берегу начали строить микрорайон, также встал вопрос, куда высаживать более тысячи компенсационных деревьев. На левом берегу много места, но там насыпано 2 - 3 метра песка - деревья не приживаются. Рядом удалось найти небольшой лес, где в итоге высадку и осуществили. Но это скорее исключение из правил, так как в основном деревья сажают без какого-то плана.

- Если миллион деревьев раскидать по городу по одному, никто не уследит, прижились ли они. Если же увязать эту высадку с серьезной идеей, то это будет воспринято позитивно, - уверен Полянский. По его словам, сегодня посадку деревьев можно доверить застройщикам, причем высаживать их следует в городских лесах, которые еще сохранились и в перспективе могут стать большой парковой зоной.

Конечно, расширение площади лесов - дело благое. Но дворы новостроек при этом останутся голыми, а жителей ничто не защитит от выхлопных газов, шума и пыли.

По мнению Елены Хатламаджиян, сажать в лесу деревья не имеет смысла. А вот создать специально для Ростова свой лесопитомник необходимо. Он нужен, чтобы высаживать деревья, которые могут приспособиться к городскому климату. Пока же на улицах часто высаживают больные деревья или те, которые плохо приживаются в городе.

Впрочем, здесь также есть свой бюрократический казус: за городские леса отвечает областной комитет по охране окружающей среды, у которого другие регламенты.