Цемент попал под замес - в стране назревает фундаментальный кризис
Цементная отрасль России сталкивается с продолжающимся спадом. За первые шесть месяцев этого года потребление цемента у нас, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, сократилось, объемы его производства просели на 9%. Отрицательная динамика связана с замедлением в строительной сфере. Дополнительные трудности создают поставки из-за рубежа.
За два с лишним года доля импортного цемента на российском рынке выросла с 2,5 до 5%. С января по июнь объемы поставок из-за рубежа увеличились почти на 6%, превысив 1,9 млн тонн при том, что отечественного цемента произведено 27,2 млн тонн. Ввозят продукцию преимущественно из Белоруссии с Ираном, вследствие изменений логистических потоков и валютных колебаний.
Наши цементные заводы, в свою очередь, наращивают экспортные поставки, в частности в Казахстан. Общая ситуация на внутреннем рынке остается сложной, во втором полугодии ожидается дальнейшее снижение потребления цемента. Наибольшее сокращение наблюдается в южных регионах, на Урале и в Сибири.
Экономист Юрий Горохов считает основными причинами цементного кризиса приостановку крупных проектов и пересмотр бюджетных расходов на инфраструктурные проекты:
- Спад наблюдается также и в сфере жилищного строительства. Продажи в новостройках по стране снизились более чем на четверть. Это оказывает влияние как на массовый, так и на частный сегмент рынка.
«СП»: Насколько критично сокращение производства цемента для отрасли и экономики в целом?
— Сигнал довольно тревожный, но последствия зависят от масштаба и длительности падения спроса. Если снижение краткосрочное — это неприятно, но не критично. Если же тенденция сохранится на несколько лет, возможна деградация строительного сектора и сокращение рабочих мест, а также ухудшение состояния инфраструктуры в стране.
Для строительной отрасли цемент – базовый материал. Снижение потребления отражает спад активности. Длительное сокращение спроса на него может привести к закрытию или консервации части производств, что негативно скажется на отрасли.
Для экономики в целом строительство — один из важных драйверов. Спад в нем тянет за собой снижение спроса на смежные товары и услуги: щебень, арматуру, технику и трудовые ресурсы.
При сокращении объемов строительства, замедляется обновление инфраструктуры, что в долгосрочной перспективе может ограничить экономический рост. Меньшие объемы ввода жилья сказываются на его доступности для населения, на налоговых поступлениях.
Увеличение импорта цемента усиливает давление на российских производителей — часть предприятий может не выдержать конкуренции.
«СП»: А это не свидетельство того, что развивается малоэтажное строительство, где не обязательны бетон и металлоконструкции?
- Рост малоэтажного строительства, действительно, может влиять на структуру спроса в строительстве. Но дело не столько в изменении формата, сколько в общем замедлении рынка.
Доля малоэтажного строительства в России, действительно, растёт, особенно вокруг крупных городов и на новых территориях, где популярны коттеджи, таунхаусы. Там активно применяются более лёгкие строительные материалы: газобетон, дерево, СИП-панели, снижающие потребность в цементе.
Малоэтажное строительство не исключает потребление цемента полностью. Фундамент, плиты перекрытия, бетонные кольца для колодцев, кладочные растворы – всё равно остаются. Просто удельный вес цемента в структуре стройматериалов здесь меньше, чем в многоэтажке.
Если бы дело было только в росте малоэтажного строительства, скорее всего, общий объём стройки рос бы или оставался стабильным, а мы видим снижение. Упали и объёмы продаж жилья, и темпы ввода новых площадей, как в многоквартирном, так и в частном сегменте.
«СП»: Кстати, почему в нашей стране очень мало строят из дерева? Это же экологично, полезно для жизни, и проекты есть отличные?
- Дерево, действительно, комфортный материал, но в России его доля в строительстве пока остаётся небольшой. Был исторический перекос в пользу многоэтажного жилья. Акцент долгие годы делался на массовую застройку панельными и монолитными домами. Градостроительная политика слабо поддерживала деревянное домостроение.
К тому же, несмотря на огромные лесные ресурсы, развитой индустрии современного деревянного домостроения в стране мало. Комплексных заводов по производству клеёного бруса, CLT-панелей или модульных деревянных домов не так много, а стоимость их продукции высока.
Они еще и ассоциируются в массовом восприятии с опасностью пожаров, хотя современные технологии обработки делают деревянные дома вполне безопасными. Однако стереотипы пока сильны.
Есть проблемы с нормами и страховыми компаниями. Строительные и страховые стандарты у нас до сих пор ориентированы больше на каменные конструкции.
А цены не всегда ниже. При качественном исполнении дом из дерева, особенно клеёного бруса и CLT, фахверка с минватой, оказывается не дешевле кирпича или газобетона. Плюс сложности со специалистами – строителей, умеющих хорошо работать с деревом, меньше.
В последние годы появились субсидии на деревянное домостроение, особенно в ДФО, но масштабной господдержки нет, в отличие от того же каркасного строительства в Канаде или Скандинавии. Тем не менее, тренд на рост деревянного домостроения постепенно набирает обороты. Деревянные технологии активно применяются и на северах, и в частной застройке Подмосковья.
«СП»: Отдельный интересный вопрос — как регионы стимулируют строительство жилья?
- Есть разные инструменты для стимулирования жилищного строительства. В последние годы поставлена задача наращивать объемы даже в условиях ограниченного спроса.
Регионы участвуют в реализации федеральных ипотек с льготными ставками: семейная, дальневосточная, арктическая. Они дополнительно вводят свои региональные субсидии на первоначальный взнос или процентные ставки, например, по программам для молодых семей, работников бюджетной сферы, участников СВО.
Многие субъекты Федерации предоставляют бесплатные или льготные участки многодетным семьям, делая ставку на индивидуальное жилье. Развиваются программы поддержки строительства на собственном участке через упрощение получения разрешений, подключение к коммуникациям по сниженным тарифам.
Местные власти выделяют земли под комплексное строительство с готовой инженерной инфраструктурой. Появляются проекты по реновации старых кварталов, где застройщику упрощают получение разрешений и предоставляют налоговые льготы.
Строительство дорог, школ, детсадов рядом с новыми микрорайонами активно финансируется из региональных бюджетов, чтобы сделать жильё вокруг привлекательнее для покупателей.
Сокращаются сроки согласования, упрощаются процедуры регистрации ИЖС. В ряде регионов применяют электронные сервисы «одно окно» для ускорения документооборота.
В некоторых областях застройщикам предоставляют налоговые льготы, отсрочки по арендным платежам за землю, софинансирование строительства социальной инфраструктуры. На Дальнем Востоке активно работают программы дальневосточной ипотеки и «Дальневосточного гектара». В Арктической зоне применяют арктическую ипотеку и особые условия для застройщиков.
Суммарно это помогает сдерживать спад в строительстве. Однако эффект сильно разнится. Лидируют субъекты с динамичной экономикой и активной поддержкой: Москва, Татарстан, Дальний Восток, а в депрессивных регионах стимулирование работает слабее.
Хотел бы добавить, что на Западе тоже наблюдается спад производства цемента из-за сокращения объемов строительства, ужесточения экологических стандартов и высоких издержек на энергию. Многие заводы либо снижают объемы выпуска, либо останавливаются. Вообще растет производство цемента лишь в Индии и Юго-Восточной Азии. В других странах рынок в лучшем случае стабилен, но без значительного роста.