Выручка девелоперов резко сократилась

Совокупная выручка крупнейших девелоперов России сократилась почти на 15% за девять месяцев 2025 года до 1,27 трлн руб., сообщают «Ведомости».
Падение выручки крупнейших девелоперов России на 14% за девять месяцев этого года — естественное следствие жесткой денежно-кредитной политики, отмечает ведущий аналитик Amarkets Игорь Расторгуев. С октября 2024-го по июнь 2025-го ключевая ставка держалась на уровне 21%, что практически заморозило рыночную ипотеку и вынудило застройщиков адаптироваться. Сейчас ставка снижена до 16,5%, но это пока не тот уровень, который может запустить массовый спрос, подчеркивает эксперт.
«При этом ситуация заметно дифференцирована. Крупнейшие игроки вроде ПИК показали рост выручки на 17%, в то время как многие региональные и средние застройщики столкнулись с существенным падением. Это говорит о консолидации рынка — сильные становятся сильнее, слабые вынуждены уходить или искать партнеров, — поясняет Игорь Расторгуев. — Семейная ипотека, на которую в августе приходилось 68,5% всех выданных жилищных кредитов, остается главной опорой рынка, но обсуждаемая реформа программы с дифференциацией ставок в зависимости от количества детей может изменить расклад сил».
Сентябрьские данные уже показали первые признаки оживления — доля рыночной ипотеки начала расти, что говорит о возвращении покупательской активности, продолжает аналитик. Девелоперы активно используют рассрочки и собственные программы субсидирования, чтобы поддержать продажи. Это формирует новые риски для отрасли, но одновременно демонстрирует гибкость российского строительного бизнеса. По прогнозам ЦБ, ключевая ставка к концу 2026 года может снизиться до 12–13%, что станет серьезным стимулом для восстановления спроса.
«Важно смотреть на ситуацию в контексте более широких экономических процессов: рынок труда остается напряженным, реальные доходы населения растут. В таких условиях некоторая коррекция на рынке недвижимости — не кризис, а переход к более здоровой модели развития после “перегрева” предыдущих лет. Застройщики, которые сумеют пройти этот период, выйдут на качественно новый уровень эффективности. А для покупателей открывается окно возможностей — сейчас лучшее время для переговоров о цене и условиях», — уверен Игорь Расторгуев.