Курсы валют
USD 61,6659 0,2569
EUR 72,1183 0,1101
USD 62,2 875 0,0225
EUR 72,5 925 0,0200
USD 62, 2956 0,1644
EUR 72, 6415 0,1551
USD 62,0200 61,8500
EUR 72,5600 72,8000
покупка продажа
62,0200 61,8500
72,5600 72,8000
28.05 — 04.06
61,6000
73,1000
BRENT 76,17 −0,21
Золото 1301,81 0,11
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Советы Банковские карты Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?
Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?

Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?

Автор: Анна Тарасенкова
Получить sms, уведомляющую об успешном проведении операции по карте, которую вы не совершали, – весьма адреналиновый опыт. Что делать, если вам пришел счет за транзакцию, которую вы не совершали? Рассказываем.
Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Возможны и другие варианты.

 

Например, придя домой, можно обнаружить, что кассирша в супермаркете вместо 500 рублей списала 5000, или те же 500 рублей списаны дважды. Всему виной, конечно, «подвисший» POS-терминал и якобы не прошедшая с первого раза операция. Но вам-то от этого не легче. Да и прямое мошенничество не исключено.

 

 

1. Как только заметили несанкционированную транзакцию, свяжитесь с банком. Для этого позвоните в колл-центр, воспользовавшись формой обратной связи на сайте, или идите прямиком в ближайшее отделение. Тут важно уложиться в срок. Это прямое требование закона о национальной платежной системе. В случае использования средств расчета без согласия клиента, последний обязан направить уведомление незамедлительно, но не позднее следующего дня за днем получения от оператора уведомления о проведенной операции.

 

2. Карту следует заблокировать, чтобы исключить возможность дальнейших произвольных списаний. 

 

Что должно быть в заявлении?

 

В заявлении о спорной транзакции должны содержаться ваши ФИО, номер карты, данные об операции (место, сумма, валюта), причины, по которым вы с ней не согласны. В случае если списаний было несколько, необходимо фиксировать их все, без исключения, в идеале – отдельными заявлениями. Для подтверждения спорной транзакции могут понадобиться сохраненные чеки, банковские выписки, распечатки последних операций.

 

Подав заявление, вы инициируете процедуру, называемую оспаривание транзакции – опротестование операции, проведенной по карте без согласия клиента. Это процесс непростой и длительный, но закон обязывает банки отвечать на заявление клиента:

 

- 30 дней со дня получения заявления;

 

- 60 дней со дня получения заявлений, если карта была использована для осуществления трансграничного перевода средств.

 

Банк в любом случае вернет деньги после проведения ошибочной операции?

 

К сожалению, это не совсем так. Закон не обязывает банк осуществлять возврат, хотя с введением закона о национальной платежной системе кое-что изменилось к лучшему. Теперь кредитная организация обязана доказывать, что  клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Раньше клиенту приходилось доказывать свою невиновность. Кстати, это изменение вызвало негативную реакцию банкиров – до такой степени, что ЦБ РФ пришлось выпустить особое разъяснение.

 

Так, было указано, что новшество соответствует общепринятой практике и направлено на защиту интересов клиентов, как экономически слабой стороны в отношениях с банками. На это давно указывал и Конституционный суд в постановление от 23.02.99 № 4-П.

 

Если банк докажет вашу виновность в том, что с карты списали деньги, то он имеет полное право отказать в возврате (подп. 15 ст. 9 указ. закона). Однако если вы соблюдали правила безопасного обращения с «пластиком», то доказать это будет весьма непросто.

 

Полезно знать: банк будет обязан возместить сумму операции, если он не исполнил обязанности по информированию о каждой совершенной транзакции с использованием карты, а также если после получения заявления о потере карты или об использовании ее неуполномоченным лицом не заблокировал ее, в результате чего была совершена несанкционированная транзакция. В этом случае возмещению подлежит вся сумма операций, проведенных после получения уведомления.

 

Как минимизировать риски?

 

Минимизировать риски, связанные с несанкционированным использованием карты, позволяют включенные sms-уведомления, установление лимита списания, проведение расчетов в интернете только на надежных ресурсах.

 

Кроме того, нужно просто соблюдать элементарные правила безопасности при работе с картой:

 

- Не представляйте посторонним лицам данные карты, персональные данные и коды, присланные в sms.

 

 

- Не переводите деньги непонятно кому.

 

- Не верьте всем «экстренным» сообщениям о помощи якобы от друзей и родственников. Просто прервите разговор и перезвоните по номеру, который значится в записной книжке вашего телефона.

 

- Не набирайте USSD-команды, назначение которых неизвестно.

 

Необходимо исключить любой доступ посторонних к секретным данным – пин-коду и CVV.

 

Если спорные операции были совершены при правильном введении логина, пароля и кода (например, мобильного банка), то представители банка будут упирать на то, что ответственность за хранение и неразглашение секретных данных принял на себя истец, и суд, скорее всего, откажет в удовлетворении требований клиента.

 

А еще во многих банках существуют специальные комиссии за необоснованное оспаривание операций. Суммы относительно невелики –  от 500 рублей (Россельхозбанк) до 1500 рублей (ВТБ). Но, во-первых, они взимаются за каждое заявление, а во-вторых, в сложной финансовой ситуации и это немалые деньги.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий