Курсы валют
USD 58,5318 0,0696
EUR 69,3309 0,1526
USD 58,46 00 −0,0075
EUR 69,36 00 −0,0075
USD 58,4 367 −0,0294
EUR 69,3 448 −0,0332
USD 58,4800 58,6400
EUR 69,3600 69,5000
покупка продажа
58,4800 58,5900
69,3100 69,4900
27.11 — 04.12
58,5000
71,0000
BRENT 63,62 −0,03
Золото 1288,47 −0,05
ММВБ 2157,24 0,02
Главная Советы Банковские карты Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?
Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?

Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?

Автор: Анна Тарасенкова
Получить sms, уведомляющую об успешном проведении операции по карте, которую вы не совершали, – весьма адреналиновый опыт. Что делать, если вам пришел счет за транзакцию, которую вы не совершали? Рассказываем.
Операция «Ликвидация»: как вернуть деньги за ошибочную транзакцию?
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Возможны и другие варианты.

 

Например, придя домой, можно обнаружить, что кассирша в супермаркете вместо 500 рублей списала 5000, или те же 500 рублей списаны дважды. Всему виной, конечно, «подвисший» POS-терминал и якобы не прошедшая с первого раза операция. Но вам-то от этого не легче. Да и прямое мошенничество не исключено.

 

 

1. Как только заметили несанкционированную транзакцию, свяжитесь с банком. Для этого позвоните в колл-центр, воспользовавшись формой обратной связи на сайте, или идите прямиком в ближайшее отделение. Тут важно уложиться в срок. Это прямое требование закона о национальной платежной системе. В случае использования средств расчета без согласия клиента, последний обязан направить уведомление незамедлительно, но не позднее следующего дня за днем получения от оператора уведомления о проведенной операции.

 

2. Карту следует заблокировать, чтобы исключить возможность дальнейших произвольных списаний. 

 

Что должно быть в заявлении?

 

В заявлении о спорной транзакции должны содержаться ваши ФИО, номер карты, данные об операции (место, сумма, валюта), причины, по которым вы с ней не согласны. В случае если списаний было несколько, необходимо фиксировать их все, без исключения, в идеале – отдельными заявлениями. Для подтверждения спорной транзакции могут понадобиться сохраненные чеки, банковские выписки, распечатки последних операций.

 

Подав заявление, вы инициируете процедуру, называемую оспаривание транзакции – опротестование операции, проведенной по карте без согласия клиента. Это процесс непростой и длительный, но закон обязывает банки отвечать на заявление клиента:

 

- 30 дней со дня получения заявления;

 

- 60 дней со дня получения заявлений, если карта была использована для осуществления трансграничного перевода средств.

 

Банк в любом случае вернет деньги после проведения ошибочной операции?

 

К сожалению, это не совсем так. Закон не обязывает банк осуществлять возврат, хотя с введением закона о национальной платежной системе кое-что изменилось к лучшему. Теперь кредитная организация обязана доказывать, что  клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Раньше клиенту приходилось доказывать свою невиновность. Кстати, это изменение вызвало негативную реакцию банкиров – до такой степени, что ЦБ РФ пришлось выпустить особое разъяснение.

 

Так, было указано, что новшество соответствует общепринятой практике и направлено на защиту интересов клиентов, как экономически слабой стороны в отношениях с банками. На это давно указывал и Конституционный суд в постановление от 23.02.99 № 4-П.

 

Если банк докажет вашу виновность в том, что с карты списали деньги, то он имеет полное право отказать в возврате (подп. 15 ст. 9 указ. закона). Однако если вы соблюдали правила безопасного обращения с «пластиком», то доказать это будет весьма непросто.

 

Полезно знать: банк будет обязан возместить сумму операции, если он не исполнил обязанности по информированию о каждой совершенной транзакции с использованием карты, а также если после получения заявления о потере карты или об использовании ее неуполномоченным лицом не заблокировал ее, в результате чего была совершена несанкционированная транзакция. В этом случае возмещению подлежит вся сумма операций, проведенных после получения уведомления.

 

Как минимизировать риски?

 

Минимизировать риски, связанные с несанкционированным использованием карты, позволяют включенные sms-уведомления, установление лимита списания, проведение расчетов в интернете только на надежных ресурсах.

 

Кроме того, нужно просто соблюдать элементарные правила безопасности при работе с картой:

 

- Не представляйте посторонним лицам данные карты, персональные данные и коды, присланные в sms.

 

 

- Не переводите деньги непонятно кому.

 

- Не верьте всем «экстренным» сообщениям о помощи якобы от друзей и родственников. Просто прервите разговор и перезвоните по номеру, который значится в записной книжке вашего телефона.

 

- Не набирайте USSD-команды, назначение которых неизвестно.

 

Необходимо исключить любой доступ посторонних к секретным данным – пин-коду и CVV.

 

Если спорные операции были совершены при правильном введении логина, пароля и кода (например, мобильного банка), то представители банка будут упирать на то, что ответственность за хранение и неразглашение секретных данных принял на себя истец, и суд, скорее всего, откажет в удовлетворении требований клиента.

 

А еще во многих банках существуют специальные комиссии за необоснованное оспаривание операций. Суммы относительно невелики –  от 500 рублей (Россельхозбанк) до 1500 рублей (ВТБ). Но, во-первых, они взимаются за каждое заявление, а во-вторых, в сложной финансовой ситуации и это немалые деньги.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий