Когда подешевеет рыба?
Рыболовство становится все более интересным инвесторам - объем инвестиций вырос за пять лет в 3,5 раза. В правительстве готовят поправки в законодательство, которые призваны увеличить экономическую отдачу от вылова рыбы. О том, каких изменений ждать от государства рыбакам и как это отразится на доступности рыбной продукции шла речь на конференции в Госдуме 17 декабря.
Как рыба курицу перегнала
По мнению руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, рост в отрасли вызван изменением механизма распределения квот на вылов — часть квот снова будет продаваться на аукционах. Идет работа и по повышению прозрачности отрасли. В Минсельхозе готовится законопроект о введении электронных судовых журналов. С их появлением в единой системе будет отражаться, сколько и в каком районе было поймано рыбы, а также прослеживаться её дальнейший путь к переработчику. О хорошем самочувствии отрасли свидетельствует и рост объема выловленной рыбы. В 2018 году было добыто 5 миллионов тонн, и это рекорд за постсоветский период (в СССР рыбы вылавливали 11 миллионов тонн ежегодно).
Одно смущает: цена на саму рыбу в магазинах продолжает «кусаться». Однако каких-либо прогнозов о снижение стоимости рыбы у Росрыболовства нет, хотя именно на это при обсуждении Стратегии развития рыболовецкой отрасли до 2030 года обращала внимание правительственных чиновников Валентина Матвиенко летом 2019 года. «Люди должны ощущать результат работы, государственной поддержки в виде ассортимента рыбы на полках и снижения цены. — говорила спикер Совета Федерации. - Рыбы много выловили, цена должна сразу упасть, а она не падает».
И действительно, по данным Росстата, с 1991 года рыба на прилавках подорожала в 50 раз (!). До начала двухтысячных она еще продолжала быть самым доступным белковым продуктом, а затем уступила место куриному мясу.
Почему растет цена
«Причин высоких цен на рыбу несколько, — утверждает Эксперт центра прогнозов в области АПК Андрей Сидоров. — Для обеспечения собственного населения мы пока ловим недостаточно. Сказывается старение флота. По-прежнему очень много выловленной рыбы сдается на переработку в иностранных портах, потому что для этого не требуется той массы документов, как у нас. Ну и, наконец, переработанную рыбу нужно еще как-то довезти до центра страны, где расположены основные потребители. И это тоже стоит денег».
Названные экспертом причины говорят о том, что необходимо менять всю систему добычи рыбы — от судна до прилавка. И правительство поиском таких решений занимается. С 2019 года изменен механизм распределения среди рыболовецких компаний квот на вылов. Пока, правда, это коснулись только добычи краба.
Сейчас квота на вылов покупается рыбаками на 15 лет. Так реализуется «исторический принцип» на вылов. В этом году часть квот на вылов краба (в размере 50 процентов) была продана через аукционы. По итогам проведенных летом торгов вместо ожидаемых 80 миллиардов рублей было получено свыше 142 миллиардов. Вырученные деньги пошли в госбюджет. Кроме того компании - победители аукциона взяли на себя обязательства по строительству 33 новых судов.
Вместе с тем к распространению практики продажи с аукционов квот на другие виды биоресурсов ( а такие предложения уже звучат со стороны Федеральной антимонопольной службы), следует подходить крайне осторожно, поскольку работы могут лишиться тысячи рыбаков, чьи компании не смогут приобрести квоты на аукционе из-за отсутствия необходимых средств.
Распространением практики аукционов обеспокоены и региональные власти. Квоты уходят из рук местных компаний, а значит сократятся и налоговые поступления в региональные бюджеты. Такую позицию разделяет и зампред Госдумы Ольга Епифанова. Потери в доходах Архангельской области от нововведения она оценила в 700 миллионов рублей ежегодно, а местного рыболовецкого флота — в 14 миллиардов рублей.
Депутат от Мурманской области Алексей Веллер считает, что эксперимент с аукционами даст эффект лишь в краболовном промысле. «Для остальных видов рыбы он малопригоден, поскольку передел рынка может создать в отрасли хаос и откинуть ее к началу 90-х годов. Исторический принцип распределения квот очень важно сохранить для поддержания стабильности в отрасли»,- отметил депутат. По его мнению, следует помнить, что собранные в бюджет деньги еще не обеспечивают главной задачи — сделать рыбу доступной для потребителя. Не является окончательным решением проблемы и строительство новых судов. «Пока мы не имеем гарантий, что новые суда будут привозить улов к нашим берегам, а не сдавать его в иностранных портах», — сомневается депутат.
Не только ловить, но и перерабатывать
«Ожидать снижения цены на рыбную продукцию можно только развивая отечественную рыбопереработку»,- отмечает член международной Академии наук Экологии и безопасности жизнедеятельности Вячеслав Зиланов. Между тем, нынешнее состояние рыбоперерабатывающих комбинатов удручающее. Оборудование там не менялось уже 30 лет. И к увеличенной нагрузке, которая ожидается через пять лет при поступлении уловов с вновь построенных судов рыбопереработка не готова.
Справедливости ради следует отметить, что и в советские годы, когда рыба была самым доступным по цене продуктом, качество ее переработки было невысоким. 65 процентов рыбы на прилавке составляла замороженная продукция. Кроме того уже в 80-х годах рыбоперерабатывающая отрасль стала убыточна и ее содержание обходилось намного дороже, чем доход от ее деятельности.
«Отрасль нуждается в серьезной модернизации. Это касается строительства новых перерабатывающих комплексов, обновления холодильного оборудования и причалов. То есть борьбу за доступную рыбу нужно начинать с берега»,- отмечает Владимир Кашин.
По его мнению, должна появиться отдельная госпрограмма по развитию рыбоперерабатывающей отрасли. Кстати, на восстановление рыбной промышленности могли бы пойти деньги, вырученные от продажи квот с аукционов. В свою очередь и рыбаки должны постепенно отказываться от практики сдачи рыбы в иностранных портах. Одних репрессивных мер, вроде введения электронного журнала, здесь недостаточно. Рыбаков необходимо заинтересовать экономически. На этот счет есть свои предложения и у бизнеса. Глава ассоциации рыбохозяйственных предприятий Герман Зверев обращает внимание на зарубежный опыт ряда стран. Там рыбаки, которые обязуются сдавать весь улов отечественным переработчикам, получают налоговые льготы. Для российских рыболовов такая льгота по словам Германа Зверева стала бы очень очень актуальной в отношении налога за пользование водными биоресурсами. Ведь он составляет почти половину налоговой нагрузки рыболовецких хозяйств. Очевидно поэтому, что снижение цен на рыбную продукцию внутри страны не может произойти одномоментно.