Прерванный полет: история «Бурана»
Космический корабль «Буран» должен был стать советским ответом американскому шаттлу, но совершил только один испытательный полет. Факты об истории проекта «Буран» читайте в подборке «Рамблера».
Разработка программы «Бурана» началась в 1976 году в НПО «Энергия» (Ныне РКК «Энергия»). Это была вторая попытка создать советскую многоразовую космическую систему в СССР. Первой была программа «Спираль», начавшаяся в 1966 году и закрытая в 1973. Руководителем обеих программ был Глеб Лозино-Лозинский.
Единственный полет
«Буран» рассчитан на 100 полетов, однако люди на нем никогда не летали. Первый и единственный запуск прошел 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме без экипажа на борту. В этот день были туман и сильный ветер, в похожую погоду за три года до этого взорвался американский «Челенджер», но конструкция «Бурана» отличалась, у него не было твердотопливных ускорителей, которые и привели к катастрофе, поэтому запуск было решено не откладывать.
Корабль успешно вышел на орбиту и сделал два витка вокруг Земли. При посадке автоматика неожиданно для специалистов увела корабль в резкий вираж: компьютер развернул корпус против ветра. В процессе виража связь на некоторое время прервалась, специалисты обсуждали возможность запуска системы экстренного уничтожения «Бурана».
Носитель
Для вывода «Бурана» на орбиту создали ракету-носитель «Энергия». 15 мая 1987 года она проходила первые испытания. Поскольку «Буран» еще не был готов, ракета полетела с модулем «Полюс». Ракета отработала без замечаний, «Полюс» из-за ошибки программного обеспечения не вышел на орбиту и утонул в Тихом океане.
Специальные аэродромы
Специально для посадок «Бурана» на космодроме Байконур создан аэродром «Юбилейный» с усиленной взлетно-посадочной полосой. Кроме того, были построены два запасных аэродрома — в Крыму и в Приморье. На всех трех было оборудование, необходимое для посадки как в ручном, так и в автоматическом режиме. Еще на 14 площадках как в Советском Союзе, так и в дружественных ему странах усилили взлетно-посадочную полосу на случай экстренной посадки корабля.
Судьба «Буранов»
Единственный летавший в космос экземпляр «Бурана» до 2002 года хранился в ангаре на Байконуре вместе с готовым экземпляром ракеты-носителя «Энергия». 12 мая 2002 года во время ремонтных работ крыша корпуса обрушилась. В результате погибли восемь рабочих, а корабль был полностью разрушен. Комиссия пришла к выводу, что причиной ЧП стали нарушения при строительстве ангара в 1967 году и перегруз кровли, на которую рабочие складывали рулоны рубероида, предназначенные для перекрытия. Рулоны скатились к одному краю и подломили ферму. Обломки «Бурана» распилили и продали на металлолом.
Всего по программе планировалось построить пять кораблей, в итоге полностью построили только три, кроме того, для испытаний создали около десятка макетов разной степени проработки. Еще один из готовых «Буранов» находится в подмосковном Жуковском. Третий достроенный «Буран» и один из макетов хранятся на Байконуре. Они принадлежат частному лицу, главе АО «РКК Байконур» Даурену Мусе. Правительство Казахстана через суд пыталось вернуть корабль в госсобственность, но получило отказ. «Роскосмос» заявлял о намерении вывезти корабль в Россию, но Муса заявил, что не отдаст его.
Четвертый корабль, который в советское время не достроили, но потом доукомплектовали, долгое время стоял в московском парке Горького, потом был перемещен на ВДНХ.
Жизнь после смерти
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программу окончательно закрыли по решению Совета главных конструкторов при НПО «Энергия».
Некоторые разработки программы «Энергия-Буран» нашли применение в других космических аппаратах. Так, боковые блоки первой ступени Энергии под наименованием «Зенит-2» использовались для запусков с Байконура и «Морского старта». Некоторые другие идеи на основе «Бурана», например, многоразовая система с воздушным стартом «МАКС» так и не были реализованы.