Льготы разъедутся по регионам

Железнодорожные операторы и ОАО РЖД пытаются предотвратить потери 18 млрд руб. в год в результате отмены с 2018 года федеральных льгот по налогу на новое движимое имущество. Проблема также может коснуться структур Росморречфлота и Росавиации. Государство предлагает заменить федеральную льготу региональными, но успех этой схемы вызывает сомнения у участников рынка.

Железнодорожники оценили потери от роста налога на имущество
© РИА Новости

На этой неделе у вице-премьера Аркадия Дворковича должно пройти совещание о возможном сохранении для транспортных средств, в том числе железнодорожного подвижного состава, федеральных льгот по налогу на движимое имущество, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Один из них уточнил, что совещание было намечено на 17 июля. В секретариате вице-премьера от комментариев отказались.

Льгота была введена для стимулирования модернизации: движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, налогом не облагается. Но с 2018 года механизм изменяется: полномочия по введению льготы передаются на уровень субъектов РФ. Минтранс и железнодорожники выступили против. Еще в конце марта глава ОАО РЖД Олег Белозеров сообщал господину Дворковичу, что если ни один регион не даст льготу, то платежи монополии вырастут на 11,1 млрд руб., а следом и расходы грузоотправителей. По расчетам Совета потребителей ОАО РЖД, представленных в апреле вице-премьеру, для владельца 30 тыс. новых вагонов налоги вырастут на 600 млн руб. в год. Глава Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Константин Засов 10 мая сообщал Аркадию Дворковичу, что с учетом стоимости вагонов (по ряду типов более 2,6 млн руб. за штуку) и того, что они курсируют по всей территории РФ, предоставление регионом льготы будет одним из определяющих факторов для «принятия решения о месте учета имущества». Прекращение действия льготы приведет к уменьшению иных налоговых поступлений (так, в 2017 году члены СОЖТ уплатят в Москве 2,3 млрд руб. налога на прибыль) и перерегистрации имущества операторов туда, где льготы есть.

Ситуацию осложняет то, что с 2018 года субъекты РФ смогут получать дотации из федерального бюджета только при моратории на введение региональных налоговых льгот. ОАО РЖД в июне предложило Минтрансу не ограничивать дотации для тех, кто даст льготы железнодорожникам. В министерстве на запрос не ответили, но, по данным источников “Ъ”, чиновники там идею поддержали. В Минэкономики готовы лишь на постепенное введение нового порядка при отмене федеральной льготы. В Минфине свою позицию сформулировать не смогли.

Без региональных льгот, по сделанной Минтрансом оценке остаточной стоимости нового подвижного состава (аппарат правительства запросил предоставить ее до 6 июля), общие выпадающие доходы отрасли при ставке налога 2,2% составят 18 млрд руб. Источник “Ъ” на рынке уточнил, что дополнительное налоговое бремя на операторов составит 8 млрд руб. в год, что выразится в росте цен на уже поставленные новые вагоны на 107 руб. в сутки, а на те, которые придут в 2018 году,— на 130 руб. для типового парка и на 180 руб. для инновационного. По данным ОАО РЖД, на льготы готовы Москва, Петербург и, возможно, Свердловская область. Но, добавляет собеседник “Ъ”, фактически закон о льготной ставке 1,1% с 2018 года пока приняла только Тюменская область.

Между тем проблема коснется и других секторов, писал в мае замминистра транспорта Алан Лушников, в частности грузового и пассажирского автотранспорта. Придется также выделять средства бюджета госучреждениям, подведомственным Росморречфлоту, сократятся финансовые возможности ФКП, подконтрольных Росавиации. В Росморречфлоте “Ъ” подтвердили возможное увеличение нагрузки на бюджет в случае потери льготы, которая сейчас превышает 200 млн руб. в год.

Ситуация осложняется тем, что техника нередко находится в лизинге и может быть на балансе как лизингополучателя, так и лизингодателя. Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев уточняет, что если по договору лизинга основное средство на балансе лизингополучателя, то и платить налог будет он. «Перерегистрация действительно может позволить сократить налоговое бремя за счет региональных льгот,— говорит он.— Но на практике часто основные средства остаются на балансе лизингодателя, что, по сути, делает “переезд” лизингополучателя бессмысленным». Партнер, руководитель налоговой практики юрфирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова добавляет, что от того, на чьем балансе учтен предмет лизинга, зависит и то, как формируются первоначальная стоимость имущества и база для начисления налога. Если оно передается лизингополучателю, поясняет она, то кроме стоимости, переданной лизингодателем, в первоначальную стоимость включаются расходы, связанные с получением имущества.