Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Воронежский бюджет прокачали танкерами

Арктические суда стали местными налоговыми резидентами

Воронежский бюджет прокачали танкерами
Фото: Коммерсантъ в ВоронежеКоммерсантъ в Воронеже

Лизинговые компании полюбили воронежскую налоговую юрисдикцию. Как стало известно „Ъ“, фискальными резидентами региона стали три арктических танкера ледового класса «Газпром нефти», спущенных на воду с корейской верфи корпорации Samsung в начале года. Подконтрольные «» юрлица кораблей, зарегистрированные в регионе, рассчитывают получить около 2 млрд руб. расчетного налогового вычета. При этом в бюджет области от них могут поступить не менее 5 млрд руб. НДС. Аналитики надеются, что компании не будут уклоняться от уплаты налогов.

Видео дня

, Иван Кошелев и — российские корабельные штурманы эпохи Петра I, первопроходцы Арктики. Их именами названы три арктических челночных танкера ледового класса Arc7, строительство которых в начале 2017 года завершилось на верфи корпорации Samsung Heavy Industries в южно-корейском городе Пусан. Корабли, по данным генконсульства России в Пусане, были построены по заказу АО «Сбербанк лизинг» в рамках проекта ПАО «Газпром нефть» по разработке Новопортовского месторождения нефти и газа на полуострове Ямал.

По данным Kartoteka.ru, в августе и сентябре 2016 года в Воронеже были зарегистрированы три ООО — «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин». Основной вид деятельности каждой из компаний — лизинг. Уставный капитал у всех — 10 тыс. руб. 99% в этих юрлицах принадлежат «Сбербанк лизингу», а 1% — структуре этой же компании, ярославскому АО «Норд». В качестве единоличного исполнительного органа трех ООО также выступает «Сбербанк лизинг». Компании зарегистрированы по адресу бизнес-центра на Московском проспекте, 4, где расположен региональный офис лизинговой компании.

Эти компании в конце прошлого года заключили с ООО «Газпромнефть шиппинг» договоры 12-летнего выкупного лизинга на строящиеся танкеры, рассказал „Ъ“ источник на региональном финансовом рынке. Соответственно, корабли стали налоговыми резидентами Воронежской области. После совершения финансовых операций три ООО заявили о праве на возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость почти на 2 млрд руб. Только за первый квартал 2017 года компаниям вернули полмиллиарда рублей.

Источник „Ъ“ отметил, что обоснованность столь масштабных возмещений налога была согласована с управлением по Воронежской области, федеральным налоговым ведомством и . «Есть неблагоприятные последствия для федерального бюджета, но они являются разовыми. В следующие пять-шесть лет они могут быть компенсированы поступлениями НДС от лизинга этого имущества, а бюджет Воронежской области также получит от этих компаний дополнительные доходы по налогу на прибыль. По подсчетам собеседника „Ъ“, размер НДС за шесть лет может превысить 5 млрд руб.

Регистрация компаний в Воронежской области и налоговые возмещения им были произведены во время руководства региональным УФНС . А контролировать выплаты предстоит уже новому главе управления . В пресс-службе «Сбербанк лизинга» отказались от комментариев, сославшись на договор о неразглашении деталей непубличной сделки с «Газпром нефтью». В ЦЧБ сказали, что не обладают информацией об участии в сделке территориального банка.

Налоговая юрисдикция Воронежской области благоприятна для лизинговых компаний, но в основном для специализирующихся на работе с авиатехникой. Они в 2016 году стали крупнейшим получателем льгот по налогу на имущество в регионе (16,7% от общей суммы в 1,8 млрд руб.). В области зарегистрирована одна компания, занимающаяся авиализингом, — «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК, старейший игрок российского профильного рынка). Для прочих лизинговых компаний в регионе специальных льгот не предусмотрено.

«Если три корабля генерируют 2 млрд руб. возвратного НДС, то сами они должны стоить как минимум 11–12 млрд руб. без учета работ по доставке, обслуживанию и пусконаладке, — подсчитал аналитик “Алора” . — Это около $60 млн за один танкер, что соответствует рыночной цене. Каждый из “Штурманов” должен генерировать выручку около $180-240 млн в год». Эксперты надеются, что лизингодатели не будут уклоняться от уплаты налогов в регионе. «Вероятность того, что компании, созданные в целях приобретения “Газпром нефтью” дорогостоящих судов, пойдут на уклонение от уплаты налога в региональный бюджет, стремится к нулю, — говорит юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин. — Для региона риски потери средств в данной ситуации можно оценить как незначительные. Но в любом другом случае создание столь сложной схемы для приобретения ценного имущества могло бы вызвать интерес со стороны ».

Чем должны заниматься зарегистрированные в Воронеже танкеры

Контракт на строительство трех танкеров между ПАО «Газпром нефть» и Samsung Heavy Industries Co. был заключен в 2014 году. В 2016-м, когда строительство судов подходило к концу, права по заключенному контракту по договору новации были переданы от «Газпром нефти» ее санкт-петербургской структуре ООО «Газпромнефть шиппинг», правопреемником контрактов которой стали три воронежских компании «Сбербанк лизинга». Арктические челночные танкеры ледового класса Arc7 «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин», по данным корабельного оператора ПАО «Совкомфлот», должны участвовать в проекте «Газпромнефти» «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении нефти и газа — первой в истории попытки круглогодичного вывоза нефти в условиях мелководья Обской губы. Всего в проекте должны участвовать шесть танкеров класса Arc7. Первая экспериментальная отгрузка сырья состоялась в мае 2016 года. Всего на месторождении разведано порядка 230 млн т нефти и 17 млн т конденсата.