ЕРП увеличит долю голосующих акций в «Красноярском речном порту» до 100%

Уплыл к «Норникелю»
© Коммерсантъ в Новосибирске

Енисейское речное пароходство увеличит долю обыкновенных акций в одном из крупнейших речных портов Восточной Сибири — «Красноярском речпорту» с 68% до 100%. Планируемую сделку одобрила РФ. По оценкам аналитиков, ее сумма может составить около 600 млн руб.

Федеральная антимонопольная служба РФ дала предварительное согласие на приобретение Енисейским речным пароходством (ЕРП, головная компания — ) 32% обыкновенных акций (11 408 шт.) ОАО «Красноярский речной порт» (КРП). На момент подачи ходатайства ЕРП владело 68% обыкновенных акций речного порта. В пресс-службе ЕРП и «Норникеля» не стали комментировать сделку до ее завершения.

ОАО «Красноярский речной порт» — самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского бассейна. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас в числе владельцев КРП, кроме ЕРП (51% в уставном капитале), указаны (22,27%), Анатолий Гринштейн (6,62%) и (6,28%). В 2016 году выручка предприятия составила 631,4 млн руб. (в 2015 году — 519,1 млн руб.), чистая прибыль — 101 млн руб.

ФАС предписало ЕРП и КРП обеспечить недискриминационный доступ к портовым услугам на территории речного порта «Красноярск» и исключить навязывание посреднических услуг, способствующих удорожанию перевалки грузов в речпорту. Ведомство посчитало, что в результате сделки могут «появиться вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты, действующие на смежных товарных рынках». Это может «привести к созданию дополнительных условий для злоупотребления ОАО „КРП“ доминирующим положением на рынке», считает контролирующий орган.

По данным ФАС, с 2014 по 2015 годы КРП эксплуатировал 17 причалов в грузовых районах Енисей, Злобино и Песчанка. При этом Красноярским УФАС России установлено, что доля ОАО «КРП» на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению сухогрузов в Красноярске в 2015 году составляла 81,69%, в Красноярском крае — 14,73%. В то же время совокупная доля ОАО «КРП», ОАО «Лесосибирский порт» (контролирует ЕРП), ПАО «ГМК „Норильский никель“» на рынке услуг по погрузке, выгрузке сухогрузов с использованием инфраструктуры внутренних водных путей Красноярского края в 2015 году составляла 96,58%.

«Норникель» является крупнейшим клиентом и ЕРП, и КРП: в прошлом году его доля в заказах ЕРП достигала 70% в натуральном выражении, говорит партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Ракша. По его оценке, консолидация у ГМК речных активов может быть связана с необходимостью привлечения в порты существенных инвестиций и отсутствия возможности у миноритарных акционеров софинансировать данные расходы. «В условиях ужесточения регулирования речных перевозок возрастают требования к судам (двойные стенки корпуса, снижение негативного воздействия на окружающую среду, переход на более качественное топливо и т.д.). Все это делает привлечение инвестиций насущной проблемой»,— говорит господин Ракша.

Полный контроль над портом важен с точки зрения транспортной безопасности и управления потоками поставок, согласна директор филиала «БКС премьер» в Красноярске Юлия Покаместова. По ее оценкам, для рынка сделка вряд ли приведет к существенным изменениям, так как ЕРП и ранее контролировало речпорт. Эксперт полагает, что стоимость сделки может составлять 400–600 млн руб.: «Учитывая ранее большую долю ЕРП в компании, стоимость может серьезно изменяться в ту или иную сторону, в зависимости от договоренностей между акционерами».