Урал набирает скорость
Продажи автомобилей в Свердловской и Челябинской областях стремительно растут Автомобильный рынок Екатеринбурга по итогам первого полугодия 2017 года показал рост продаж в 17%, в три раза превысив общероссийские темпы. Эксперты считают, что по итогам года он может вырасти на 20%. Автодилеры более сдержанны в прогнозах: по их мнению, рост вызван отложенным спросом, который себя уже исчерпывает. В Челябинской области рынок также «оживился». По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», по итогам первого полугодия 2017 года автомобильный рынок Екатеринбурга вырос на 17% (было продано 18,8 тыс. новых машин против 16 тыс. автомобилей за аналогичный период 2016 года). Год начался с падения продаж: по итогам января на 2%. В феврале был зафиксирован прирост 3%. С марта по май рынок ежемесячно прирастал на 23–30%, в июне составил 16%. «К концу полугодия динамика стабилизировалась на отметке чуть выше 15%. Во второй половине года серьезного роста ожидать уже не стоит, но шансы на преодоление отметки в 20% по итогам года вполне реальны, особенно на фоне новых государственных программ поддержки авторынка», — отметил директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в целом по России рост продаж за полугодие составил только 6%. По данным экспертов, лидером авторынка Екатеринбурга традиционно стал отечественный бренд Lada, который показал рост в 50% не только по итогам июня, но и всего полугодия (было продано 3,4 тыс. автомобилей против 2,2 тыс. в первом полугодии 2016 года). Как отмечают в дилерском центре «Глазурит» (официальный дилер Lada), основной причиной популярности бренда стали государственные программы по субсидированию покупки новых автомобилей, а также значительное расширение модельного ряда. «Если смотреть на примере нашего портфеля, то у нас драйвером является Vesta, которая является прямым конкурентом иномаркам. Но в целом по рынку основные продажи приходятся на Granta», — пояснили „Ъ-Урал” в отделе продаж «Глазурит». Среди иномарок в ТОП-10 падение продаж показали лишь Toyota и Nissan (падение на 6% и 17%), а остальные бренды показывают рост в 40–60%. В частности, за лидерство в рейтинге сейчас ведется борьба между Renault и KIA — корейский бренд, показал рост за полугодие в 60% (с 1,4 тыс. машин до 2,3 тыс. автомобилей) и лишь на 44 машины уступил лидерство французскому Renault (традиционно возглавляет рейтинг иномарок). По мнению руководителя отдела продаж BMW в «АвтоХаус» Евгения Главатских, рост рынка пока не является качественным. «Предпосылок этому сейчас нет. Все что мы видим, это лишь удовлетворение отложенного спроса — люди пытаются успеть приобрести автомобили по хорошим акциям, которые сейчас устраивают игроки рынка, организуя так называемый „слив” застоявшихся машин. Это в частности, и произошло в июне», — отметил он. Южный Урал завершит 2017 год с приростом объемов авторынка на уровне примерно 15% или чуть больше, сообщил „Ъ-Южный Урал” президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. «Главная причина оживления рынка в том, что люди привыкли к новым ценам. К тому же, эти цены стабилизировались, как и курсы валют. Отложенный спрос еще не начал в полной мере играть свою роль: он довольно большой, по области мы его оцениваем в 60–70 тысяч автомобилей. Когда он даст о себе знать, это будет напоминать 2013 год, когда рынок вырос почти на 40%», — считает эксперт. Наиболее сильные позиции на челябинском рынке, по словам господина Рулевского, традиционно занимают Lada, Renault, Hyundai, Kia, Nissan, Volkswagen. При этом отечественные автомобили серьезно потеснили «китайцев» в сегменте легковых автомобилей. Игорь Лесовских, Екатеринбург; Артур Якушко