Александра Мерцалова — о том, как падение спроса на внутренний туризм приостановило деятельность первой компании на рынке внутреннего туризма разбирает корреспондент отдела потребительского рынка Александра Мерцалова Продолжающееся с начала года падение спроса на организованные поездки по России, в Абхазию и Белоруссию на 20–25% может серьезно скорректировать расклад сил на туристическом рынке. На днях этому появилось первое подтверждение: приостановка деятельности «Вектурии» — компании, существовавшей с 2010 года и делавшей ставку на продажу туров в Крым, Краснодарский край, Абхазию и Белоруссию. Именно падение спроса вместе с ограблением, происшедшим в августе прошлого года, в компании называют причиной нехватки оборотных средств, повлекших ее несостоятельность. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) говорят, что пострадавших не так много: в качестве туроператора «Вектурия» продала нереализованных десять туров на общую сумму 573 тыс. руб., эти клиенты смогут получить компенсацию от страховщика. Чуть меньше повезло путешественникам, воспользовавшимся услугами «Вектурии» как турагента и деньги которых в итоге не были переданы туроператорам. По оценкам РСТ, речь идет не менее чем о 150 туристах, купивших туры на 3,6 млн руб. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин рассказывает, что в этом сезоне «Вектурия» выкупила у его компании туры на общую сумму около 10 млн руб., оплатив 8,5 млн руб. Неоплаченной, по его словам, осталась августовская бронь. Уход с рынка «Вектурии» — первый с начала года крах компании, четко ориентировавшейся на внутренний рынок. Но, к сожалению, он может стать не последним. Сергей Ромашкин относит к группе риска все небольшие компании, бизнес которых не был диверсифицирован. Малые туристические компании, как правило, не имеют ни большого объема собственных средств, ни каких-либо активов, позволяющих им получить кредит, поэтому любые серьезные убытки теоретически могут стать для них фатальными. По данным Ростуризма, на внутреннем и въездном рынке сейчас работают 3,9 тыс. турфирм, что соответствует 86% от общего числа действующих компаний. Те же, кто работает на выездном туризме, по утверждению эксперта, в этом году, напротив, показывают двух-трехкратный рост оборотов. Все это, конечно, за счет продажи туров в Турцию. Начавшееся резкое падение доходов участников рынка внутреннего туризма отчетливо напоминает ситуацию лета 2014 года. Тогда завышенные ожидания туроператоров относительно спроса на поездки на зарубежные пляжные направления вкупе с падением рубля и доходов россиян привели к череде банкротств многих крупных участников рынка, среди которых был его долгожитель — турфирма «Нева». Эти события спровоцировали кризис доверия на рынке выездного туризма, который последующие два года считался одним из факторов сокращения его объемов.

Здесь вам не тур
© Коммерсант