Сбербанк и Яндекс способны создать новый облик российской интернет-торговли

На российском рынке интернет-торговли совершена важнейшая сделка: Сбербанк вложил огромные средства в проект «Яндекс.Маркет». Это партнерство откроет новые возможности как для российских интернет-магазинов, так и создаст условия для роста экспорта российских товаров за рубеж. А кроме того - может изменить всю процедуру интернет-торговли в стране. «Яндекс» заключает второе за последний месяц крупное соглашение о партнерстве. В июле «Яндекс.Такси» объединил свой бизнес с Uber по онлайн-заказу такси в России, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Армении и Грузии. И вот теперь российская интернет-компания договорилась со Сбербанком о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркет», аудитория которого насчитывает более 20 млн человек в месяц. Крупнейший российский банк вложит в новую компанию 30 млрд рублей, всё предприятие на момент сделки партнеры оценивают в 60 млрд рублей без учета будущей синергии. Стороны будут иметь равные доли в компании. До десяти процентов акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников «Яндекс.Маркета». Закрыть сделку планируется до конца 2017 года. «У наших пользователей появится много новых возможностей: развитая финансовая и платежная инфраструктура Сбербанка позволит «Яндекс.Маркету», например, сделать оплату товара еще проще и безопаснее и предложить новые сервисы - такие как покупка в кредит. Кроме того, инвестиции Сбербанка укрепят позиции «Яндекс.Маркета» и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу «Заказ на Маркете», работу с зарубежными магазинами», - заявил гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков. В свою очередь глава Сбербанка Герман Греф заявил, что «участие Сбербанка в создании лидирующего игрока в сфере электронной торговли важно как для развития цифровой экосистемы Сбербанка, так и для экономики страны в целом». По его мнению, это партнерство откроет новые возможности как для российских игроков интернет-торговли, так и создаст условия для роста экспорта российских товаров за рубеж. У «Сбербанка» и «Яндекса» уже есть один совместный проект - в 2012 году банк купил 75% платёжной системы «Яндекс.Деньги» за $60 млн. У «Яндекса» в проекте остался блокирующий пакет - 25% плюс один рубль. Кроме того, у «Сбербанка» есть «золотая акция» «Яндекса», которая позволяет банку блокировать концентрацию 25% акций компании в одних руках и участвовать в её операционной деятельности. Оборот «Яндекс.Маркета» составляет 100 млрд рублей по итогам 2016 года. Однако в начале года в СМИ появилась информация о желании Сбербанка создать СП с одним из крупнейших китайских интернет-магазинов AliExpress. Однако российский банк передумал и решил развиваться в онлайн-продажах вместе с российской компанией. Почему? Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров считает, что у Сбербанка и не могло ничего получится с китайцами. «Что для китайцев 500 млн долларов? Как слону дробина. И какую дополнительную синергию мог бы дать Сбербанк китайцам на территории России? Деньги у китайцев есть, цены низкие. Единственное, что может помешать китайцам и дальше развиваться на российском рынке – это введение НДС на зарубежные посылки. Сбербанк все это понял наконец», - говорит Алексей Федоров. Что же могут дать друг другу Сбербанк и «Яндекс.Маркет»? Объем привлеченных инвестиций и компетенции компаний могут помочь сделать из «Яндекс.Маркета» российский аналог китайской Alibaba и даже лучше, считает директор ФРИИ по работе с портфельными компаниями Сергей Негодяев. Однако не все эксперты полагают, что из этого сотрудничества что-то получится. «Объединяются две компании, к которым огромные претензии по поводу клиентского облуживания. К Сбербанку – претензии в офлайне, к «Яндекс.Маркету» - в онлайне. Теперь добавляем сюда работу с тысячами заказов в сутки от физических лиц, с которым надо хорошо работать, и необходимость строить инфраструктуру, а затем управлять ей. Адская смесь», - говорит изданию vc.ru руководитель агентства онлайн-маркетинга «ИнтерМонте» Алексей Божин. Однако президент АКИТ видит несколько направлений, где новые партнеры могут серьезно помочь друг другу. Во-первых, отделения Сбербанка смогут генерировать дополнительный доход. «У Сбербанка есть 12 тыс. отделений, и нужно, чтобы каждый метр отрабатывал свою аренду. Самая простая история - можно начать выдавать посылки «Яндекс.Маркета» в сбербанковских отделениях, пстоматы в Сбербанке уже кое-где стоят», - говорит Алексей Федоров. Во-вторых, существенную выгоду как банку, так и интернет-магазинам сулит экономия на эквайринге (оплате с помощью платежных карт). «В интернет-магазинах стоимость эквайринга составляет 2,5%. А у Сбербанка есть услуга, когда за перевод денег между клиентами Сбербанка стоимость эквайринга составляет ноль процентов. Почему бы Сбербанку не сделать такой красивый ход и здесь. Если вы - клиент Сбербанка, а интернет-магазин является клиентом «Яндекс.Маркета», у которого будет счет в Сбербанке, что очевидно, то ваши деньги за покупку пройдут без процентов внутри Сбербанка со счета физлица на счет компании. Соответственно, компании смогут сэкономить огромные деньги на интернет-эквайринге. Раньше эти деньги уходили американцам, «Визе» и «Мастер Кард» за рубеж, а теперь уходить не будут», - говорит Федоров. По его оценке, речь может идти об экономии сотен миллионов рублей. Наконец, «Яндекс» получает инвестиции для вложения в инфраструктуру. «Яндексу» нужны деньги, чтобы иметь в России много складов. Речь не о строительстве собственных складов, это слишком дорого. Строительство склада площадью 20 тыс. кв.м., например, стоит минимум 4 млрд рублей. Складов в России и так достаточно, надо лишь договориться со складскими операторами и положить туда товары интернет-магазинов», - говорит Алексей Федоров. Например, московский интернет-магазин под контракт с «Яндекс.Маркетом» размещает свои товары на складе в Новосибирске, а «Яндекс» гарантирует сбыт. «Благодаря этому клиент из Новосибирска получит товар не через 5-7 дней из Москвы, а через один день. По сути, «Яндекс» - единственная компания в России, которая знает, сколько и каких товаров нужно, в каком месте, в какое время суток и в какую погоду. «Яндекс» располагает идеальной экспертизой», - поясняет собеседник. «Сейчас самое время для такой сделки, потому что у «Яндекс.Маркета» начали падать темпы роста – до 9% во втором квартале, а до этого было по 35-40%», - говорит Алексей Федоров. «Яндекс.Маркет» растет, но ниже рынка: во втором квартале 2017 года в целом рынок интернет-торговли вырос на 14%. «В итоге половина «Яндекс.Маркета» была продана в самое лучшее для Сбербанка время, он заплатил за него недорого», - считает эксперт. Интернет-торговля только набирает обороты в России. Пока это 2,5% от всего рынка ритейла, а в Англии, например, она занимает 12%. Но в России этот сегмент рынка умрет, вне зависимости от того, вложит свои 30 млрд рублей Сбербанк в «Яндекс.Маркет» или нет, если кардинально не изменится ситуация с пошлинами и налогами для «Алиэкспресса», пророчит Федоров. «Алиэкспресс» не может быть никому конкурентом, потому что работает в России в совершенно неконкурентных, идеальных условиях. «Алиэкспресс» зарабатывает деньги в России и выводит их из страны, не заплатив 28% налогов и пошлин. В итоге «Алиэкспресс» съест всех нас, потому что им можно не платить налоги, а нам – нельзя. Российский интернет-рынок погибнет полностью максимум через три года, если российское правительство ничего не сделает», - объясняет президент АКИТ. «Надо сделать одинаковые конкурентные условия на рынке, и по этому поводу есть поручения президента РФ Владимира Путина, но они не исполняются органами власти РФ», - переживает собеседник. А вот когда будут созданы равные условия бизнеса, тогда потребители сами проголосуют за того или иного интернет-игрока. «Тогда не будет разницы, у кого покупать товар, если все магазины будут платить в российский бюджет налоги и пошлины», - заключает Федоров.

Сбербанк и Яндекс способны создать новый облик российской интернет-торговли
© Деловая газета "Взгляд"