Почему на рынке алмазов возможен масштабный кризис
Алмазный рынок в ближайшие два года может столкнуться с масштабным кризисом по причине низкого спроса и последующего обвала цен на минералы. Раскачивает ситуацию в отрасли галопирующее падение потребительских расходов на предметы роскоши в быстрорастущих экономиках — Китае и Индии. Свою лепту вносят и потребности молодого поколения — миллениалов, которые предпочитают скромные украшения дорогостоящим.
Алмазный рынок может столкнуться с повторением ситуации 2015 года, когда предложение значительно превысило спрос на кристаллы, что привело к резкому падению цен. Такими опасениями поделились аналитики Citigroup в последнем обзоре. «Алмазная отрасль движется к циклу высвобождения накопленных запасов. Последний такой цикл наблюдался в 2015 году, когда продажи алмазов упали на 14%, а цены — на 25%, что привело к убытку алмазодобывающих компаний. Мы думаем, что 2018 год также может стать сложным для алмазной отрасли: во второй половине 2017 года и в 2018 году продажи могут упасть на 6%», — отмечают аналитики инвестбанка.
Мировой объём производства добываемых алмазов растёт стремительными темпами и в 2017 году достигнет 142,3 млн каратов, что на 11,5% больше показателей 2016 года. Об этом в разговоре с RT сообщил независимый эксперт алмазного рынка Пол Зимниски.
«В 2018 году рост продолжится — правда, более медленными темпами, но в 2019 году будет резкий спад производства, а в 2020 году производство, возможно, вновь увеличится с началом разработки трубки Луаксе (Ангола). Хотя цены на алмазы в этом году выросли, на бриллианты они остаются без изменений, а на некоторые категории камней даже снизились. Известно, что уже накапливаются излишки складских запасов бриллиантов», — пояснил Зимниски.
По его словам, ситуация на алмазном рынке в первую очередь зависит от потребления ювелирных бриллиантов. Добыча минералов играет второстепенную роль. Традиционно основными производителями сырья являются Россия и Южная Африка, сейчас большая доля рынка сконцентрирована в Китае, Индии и США.
Китай и Индия экономят на роскоши
Китай, ещё недавно считавшийся ключевым драйвером алмазной отрасли, последние два года показывает некоторое замедление. Рынок продолжал расти до тех пор, пока китайская экономика не испытала спада, который оказал влияние на потребительские расходы. В итоге рост спроса на бриллианты замедлился. К тому же пару лет назад правительство КНР ужесточило политику в отношении незадекларированных доходов, что ударило по расходам на предметы роскоши, пишет газета China Daily.
«Производители рассчитывали, что развитие Китая будет создавать стабильный спрос на ювелирные украшения и потянет за собой цены на алмазное сырьё, многие из них расширили свои производственные мощности для удовлетворения этого ожидаемого, но так и не реализованного спроса», — рассказал RT независимый эксперт алмазного рынка Эхуд Арие Ланиадо.
Ещё одной причиной падения спроса аналитики называют денежную реформу в Индии в ноябре 2016 года. По данным «БКС Экспресс», после демонетизации в стране продажи алмазов российских производителей упали на 43% — до $245,6 млн, а в декабре опустились на 30% — до $173 млн. При этом средняя цена на алмазы ювелирного качества рухнула на 23% — до $127 за карат.
«Основы спроса и предложения на алмазном рынке Индии по-прежнему не показывают равновесия. Индексы цен на бриллианты остаются на очень низких уровнях, ограничивая способность цен на алмазы показать краткосрочный и устойчивый рост», — говорится в отчёте алмазодобывающей компании Lucara Diamond Corporation.
Миллениалы против бриллиантов
Учитывая ситуацию на рынке, большинство производителей надеются на США — именно эта страна является главным потребителем украшений с бриллиантами. Однако, по данным Антверпенского всемирного алмазного центра (AWDC), и в Штатах за последние годы спрос просел примерно на 30%. Подобную негативную тенденцию эксперты связывают в первую очередь с падением долгосрочного спроса среди поколения миллениума.
«Они схожи с предыдущими поколениями потребителей в своём отношении к ювелирным изделиям с бриллиантами, но отличаются подходом к принятию решений и покупательскими привычками. Для обеспечения спроса отраслевым игрокам необходимо вкладывать средства как в маркетинговые категории, так и в создание брендов, а также пересмотреть торговый опыт», — объяснила руководитель московского офиса AWDC Оля Линде в интервью агентству Rough & Polished.
В поисках новых источников
По оценкам экспертов, большинство крупных месторождений алмазов почти исчерпали свои запасы, а значит, если не найти новые рудники, через несколько лет производство может резко сократиться.
«Одним из самых многообещающих новых рудников является проект Луаксе, который разрабатывает АЛРОСА совместно с правительством Анголы. В ближайшие несколько лет он может стать крупнейшим месторождением в мире по объёму производства. По прогнозам, качество произведённых алмазов будет немного ниже среднего, зато сырья в руднике хватит на много лет», — рассказал RT Пол Зимниски.
Тем временем лидер по производству алмазов в мире — компания De Beers — активно ведёт разработку минералов на морском шельфе Намибии, запасы которого, по оценкам аналитиков, составляют 80 млн каратов. Однако и здесь есть свои сложности: морские алмазы трудно добывать из-за высокой себестоимости по сравнению с другими рудниками. «В среднем качество этих алмазов выше, и мы очень довольны ими, но добывать их выходит гораздо дороже, чем в других регионах», — цитирует газета Namibian главного исполнительного директора De Beers Брюса Кливера.
По мнению экспертов рынка, компании смогут позволить себе разработку новых месторождений, если в перспективе цены на алмазы будут расти. «Особенно это касается таких регионов, как Канада, где были обнаружены богатые месторождения кристаллов высокого качества. Однако, если цены останутся на прежнем уровне или ниже, лишь малая доля рудников будет разрабатываться, а находящиеся уже в разработке месторождения будут необратимо истощаться — всё это приведёт к резкому уменьшению мирового производства алмазов», — заключил Зимниски.