Войти в почту

Финансируй супермаркет

Индекс потребительских настроений растет второй квартал подряд. Более четверти россиян, по данным ВЦИОМ, считают нынешнее время удачным для крупных покупок. Как это отражается на акциях ретейлеров и какие из них могут подорожать больше чем на 20%? Штуки опережают рубли Июльский опрос «инФОМ» для ЦБ показал, что в ответах на вопрос о покупках и сбережениях начали преобладать потребительские настроения. Респонденты чаще стали называть текущее время подходящим для крупных покупок и реже — подходящим для сбережений. Это подтверждает и последний опрос ВЦИОМ: 24% считают, что сейчас хорошее время, чтобы тратить, а 29% оценивают нынешнее время как благоприятное для крупных покупок (в январе таких было 23%). Потребительские настроения находят отражение в динамике розничной торговли: по итогам II квартала непродовольственный сегмент вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (продовольственный — снизился на 0,6%). В структуре оборота розницы на непродовольственный сегмент приходится 52,1%. Продуктовый виджет По данным всероссийского опроса GfK, в июне 2017 года индекс потребительских настроений прибавил 2 пункта по сравнению с апрелем и вырос до 104. Индекс держится в позитивной зоне уже второй квартал подряд, отмечают в GfK. Аналитики обращают внимание на восстановление спроса на ряд категорий товаров длительного пользования. Однако объемы продаж в денежном выражении восстанавливаются не так быстро. Так, по данным мониторинга розничных продаж GfK, продажи на рынке бытовой техники и электроники в первые пять месяцев 2017 года выросли на 2% в штуках. При этом оборот рынка в рублях остался практически на уровне прошлого года. Средняя сумма покупки оказалась на 2% меньше, чем в 2016 году. Еще один пример — сегмент детских товаров. По данным исследования GfK в специализированной рознице, категория товаров для новорожденных выросла на 1,8% в штуках, при этом объемы в рублях просели на 2,5%. Подвели доходы На индексе потребительских товаров и торговли Московской биржи рост розничного спроса пока не очень сказывается. С начала года он упал на 3,1%. Для сравнения: индекс нефти и газа просел на 16%, банков и финансов — на 15%, а индекс ММВБ — на 11%. С начала месяца индекс потребительских товаров растет на 0,7% (по состоянию на 8 августа). «В краткосрочной и среднесрочной перспективе, то есть на временном промежутке до одного года, динамика отдельных отраслевых индексов лишь отчасти отражает рыночную конъюнктуру в определенных секторах экономики», — отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Тем не менее, по его словам, если бы рыночная конъюнктура на отечественном фондовом рынке в целом носила нейтральный характер, индекс потребительских товаров и торговли мог бы с начала года прибавить около 8% без учета дивидендных гэпов (падения стоимости акций после закрытия реестров под выплату дивидендов. — Прим. Банки.ру). По словам Нигматуллина, потребительский рынок оттолкнулся от «дна», но из-за падения реальных доходов населения это произошло с лагом в полгода-год по сравнению с другими секторами. В июне реальные доходы перестали снижаться, а рост непродовольственной розницы поддержали подешевевшие вслед за снижающейся ключевой ставкой потребкредиты, говорит эксперт. «В секторе наблюдается некоторое оживление, но потребуется время, прежде чем будут сформированы триггеры для роста. Снижение реальных зарплат, низкая покупательная способность населения, высокая концентрация в секторе, безусловно, оказывают давление на акции ретейлеров», — считает ведущий аналитик «КИТ Финанс Брокер» Анна Устинова. До конца года бумаги компаний из потребсектора, по ее мнению, вряд ли покажут опережающую рынок динамику. Аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев полагает, что основными драйверами роста сегмента могут стать рост реальных доходов населения, снижение долговой нагрузки домохозяйств, а также удержание инфляции на низком уровне. «С фундаментальной точки зрения у продовольственного сегмента, безусловно, больший потенциал для роста, чем у непродовольственного», — говорит он. Ставка на продовольствие Среди продуктовых ретейлеров эксперты выделили расписки «Ленты». По словам аналитика ГК «Финам» Натальи Малых, это интересный актив по соотношению цена/качество. «С начала года расписки «Ленты» подешевели на Московской бирже примерно на 27%, показав самую слабую динамику в сравнении с другими продуктовыми ретейлерами, и сейчас торгуются с дисконтом по отношению к аналогам. Но мы считаем, что это не вполне оправданно, учитывая ожидания рекордной выручки и прибыли в этом году», — пояснила эксперт. Минусом она назвала сравнительно высокую долговую нагрузку компании. Но, по словам Малых, при текущей динамике доходов и снижении процентной ставки в России с этим не должно возникнуть проблем. «По нашим оценкам, расписки «Ленты» могут принести порядка 22% прибыли в перспективе года», — прогнозирует аналитик. Цитата Анна Устинова из «КИТ Финанс Брокер» и аналитик «БКС Глобал Маркетс» Марат Ибрагимов лидером в секторе ретейла назвали бумаги X5 Retail Group. Компания хорошо отчиталась за II квартал 2017 года, результаты превысили рыночные прогнозы (в частности, выручка увеличилась на 27%), а акции компании на этом фоне обновили максимум с 2011 года. Ближайший конкурент X5 Retail Group — «Магнит», — наоборот, может ощутить давление в среднесрочной перспективе, полагает Устинова. «Результаты «Магнита» скромнее (выручка выросла во II квартале на 8,1%), что может спровоцировать переток инвестиций из его акций в X5 Retail Group», — отмечает эксперт. Среди акций компаний из базы расчета индекса потребительского сектора Московской биржи наибольшим потенциалом роста обладает «Детский мир», считает Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер». До конца года, по его оценкам, котировки могут прибавить около 15%. В продовольственной рознице, по словам эксперта, наибольший потенциал у расписок «Ленты», которые в рублях могут прибавить до 20%. В аутсайдерах могут оказаться переоцененные рынком акции «Протек» и бумаги теряющей долю рынка «Дикси». Наталья Малых, наоборот, полагает, что у «Протека» в будущем есть перспектива значительно увеличить прибыль за счет развития собственного производства лекарственных препаратов. В марте собственные мощности были дополнены активами купленной фармацевтической компании «Рафарма». «Ощутимые результаты от этой сделки мы увидим не ранее чем через несколько лет. Но акции, как правило, движутся на ожиданиях, и это будет основным драйвером роста капитализации в ближайшие несколько лет. В перспективе года мы ожидаем укрепления котировок на 23%», — рассказала аналитик. Крупные ретейлеры продолжат применять тактику расширения сети со ставкой на формат «магазина у дома», полагает Сергей Королев из «Алор Брокер», поскольку покупательная способность населения остается на достаточно низком уровне при все еще значительных рисках роста инфляции. Инвестиционно привлекательными, по его мнению, сейчас выглядят акции «Магнита», «Ленты» и «Дикси» с потенциалом роста около 20%. Скорее всего, и во втором полугодии рост непродовольственной розницы будет опережающим, считают эксперты. «Люди привыкли к экономному режиму потребления, особенно в продовольственном сегменте, — отмечает управляющий активами ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Александр Баулин. — Непродовольственный сектор может показать лучшую динамику продаж из-за того, что спрос на товары длительного пользования должен восстанавливаться вместе со стабилизацией экономических условий». По его словам, в продовольственном сегменте стоит ждать активизации процесса слияний и поглощений. Риском для акций потребительского сектора остается возможное ослабление рубля, отметил начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов. В результате упадут долларовые выручка и прибыль компаний, и они станут более дорогими по мультипликаторам по сравнению с аналогами, пояснил эксперт. Также среди рисков продолжающееся падение реальных доходов населения, но все же ослабление рубля — главный риск, поэтому доля сектора в портфелях инвесторов не должна превышать 10%, заключает Суверов. Евгения НОСКОВА, Banki.ru