Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Стройтехника Рынок строительной техники, как и все сопутствующие сегменты отрасли, в первом полугодии не претерпел значительных изменений. Во второй половине года эксперты ожидают увеличения лизинговых сделок, так как подготовил новую программу льготного лизинга по этому виду машин и оборудования. Стимулировать приобретение техники будет и ускорение подготовки объектов инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Заставит оживиться строителей и тот факт, что 2017 год -- последний, когда можно приобретать технику класса "Евро-4", с 1 января следующего года будет разрешена покупка лишь более дорогой техники класса "Евро-5". По итогам 2016 года, по данным агентства "Эксперт РА", доля лизинговых сделок строительной техники в объеме нового бизнеса составила около 7%. В общем же объеме сделок по приобретению стройтехники лизинговые схемы уже превысили 50%. Возрастающая роль Ксения Щекотова, начальник отдела лизинга оборудования и спецтехники , отмечает, что количество лизинговых сделок всегда коррелирует с общеэкономической картиной в том или ином сегменте рынка, в данном случае -- в строительном. Если застройщики переживают кризис и не стремятся приобретать новую технику, то ожидать высокой активности на рынке лизинга в данном сегменте не приходится. "По итогам последних исследований, доля лизинговых сделок в объемах нового бизнеса в РФ по сегменту стройтехники колеблется в районе 7%, для нашей компании в денежном эквиваленте эта доля на конец 2016 года составляла более 2,1 млрд рублей. Однако мы прогнозируем рост числа сделок по оформлению в лизинг дорожно-строительной техники во втором полугодии, в свете новой программы льготного лизинга спецтехники, которая реализуется при поддержке Минпромторга России. Наша компания в числе первых заключила с Министерством промышленности и торговли РФ соглашение о предоставлении субсидий",-- рассказала госпожа Щекотова. Алексей Тузов, эксперт транспортной отрасли, отмечает, что сегодня после лизинга вторая по популярности схема использования техники -- аренда. "Доля арендованного оборудования в общем объеме строительной техники в России составляет 5-7%. Санкт-Петербург стоит на первом месте по данному показателю -- доля стройтехники, которую фирмы берут в аренду в Северной столице, варьируется в пределах 25-30%. Лизинг играет сегодня большую роль для компаний, занимающихся строительством. В 2015 году доля лизинговых сделок на рынке строительной техники составляла 30%, в прошлом году этот показатель вырос уже до 50%. Благодаря росту спецпредложений как со стороны поставщиков стройтехники, так и самих производителей, условия лизинга стали более привлекательными, чем в 2014-2015 годах. Например, за последний год минимальный аванс во всех российских лизинговых компаниях снизился на 10-15%. Плюс к этому активно развивается программа субсидирования, поддерживающая те предприятия, которые приобретают стройтехнику в лизинг",-- рассказал господин Тузов. В целом по России, по его подсчетам, за январь -- май 2017 года объем рынка дорожно-строительного транспорта значительно вырос по сравнению с годом ранее: на 75%, до 14,78 тыс. единиц. На рост рынка повлияло несколько факторов: стабильность рубля, восстановление финансирования государственных стройпроектов и так называемый эффект отложенного спроса. Доля Петербурга в объеме российского рынка строительной техники, как правило, составляет 25-30%. Одним из основных игроков рынка спецтранспорта в Ленинградской области считается завод Caterpillar в городе Тосно. Это одно из четырех крупнейших предприятий в России, выпускающих спецтехнику под всемирно известными брендами. Предприятие производит самосвалы и гусеничные экскаваторы. Бюджетный вариант , генеральный директор ООО "ГКР-лизинг", говорит, что на рынке строительной техники существует стабильный спрос на бывшую в употреблении технику. "Как правило, лизинговые компании предоставляют в лизинг технику не старше семи лет. При этом важно провести правильную оценку стоимости и технического состояния техники, которая обычно осуществляется совместно с поставщиками. На рынке пользуются спросом самосвалы, самосвальные прицепы, экскаваторы, погрузчики. Практически все лизинговые компании имеют в своих портфелях строительно-дорожную технику и стараются увеличить свой портфель в этом сегменте",-- отмечает она. Госпожа Щекотова с ней согласна: "Поскольку в текущей ситуации существенная часть клиентов старается выбирать бюджетные варианты оборудования для своего бизнеса, доля бывшего в употреблении имущества возрастает. Из подержанной техники представители строительной отрасли стараются оформлять в лизинг универсальные машины, например, экскаваторы, погрузчики. Наиболее перспективное в этом году направление -- работа с компаниями, ведущими бизнес в сфере дорожного строительства". Тяжелая доля Эксперты говорят, что некоторые сегменты строительной техники растут быстрее рынка. , менеджер проекта HDT АО "Исузу Рус", отмечает, что сегмент новой тяжелой грузовой техники полной массой свыше 18 тонн растет быстрее рынка коммерческой техники: он увеличился на 18,4% (до 36 892 штук) в 2016 году и на 55,5% (до 8899 штук) по итогам первого квартала 2017 года. Рынок коммерческой техники полной массой от 3,5 тонны показал рост 15,3% (59 841 штука) в прошедшем году и 33,4% (12 511 единиц) по итогам первых трех месяцев 2017 года). "Две третьих сегмента HDT (техника с массой более 18 тонн) приходится именно на строительную технику, из которой, в свою очередь, большую часть составляют самосвалы, поэтому приведенные показатели в полной мере применимы и к строительной технике. Указанная тенденция к росту сохранится и по итогам первого полугодия 2017 года",-- говорит господин Данилов. По его мнению, восстановлению и росту рынок строительной техники обязан нескольким факторам. Четыре года подряд (с 2013 года) сегмент, следуя тренду всего рынка, падал, последний пик продаж пришелся на 2012 год, поэтому сейчас, в 2017-2018 годах, клиенты более активно обновляют технику, срок эксплуатации которой в среднем как раз и составляет пять лет. "Серьезное влияние на сегмент, где доля лизинговых сделок особенно высока в связи с дороговизной техники, оказывает программа Минпромторга РФ по субсидированию лизинга. Существенной поддержкой для рынка являются крупные инфраструктурные проекты. Прежде всего это трасса "Таврида" Керчь -- Симферополь -- Севастополь по территории Крыма, ВСМ Москва -- Санкт-Петербург и Москва -- Казань со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, а также Белкомур -- планируемая стратегическая железнодорожная магистраль, которая соединит регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями СЗФО России. Наконец, текущий год является последним годом, когда клиенты могут сэкономить, приобретая новую технику класса "Евро-4": согласно обновлениям технического регламента, вступающим в силу с 01.01.2018, произведенные с этого момента транспортные средства должны соответствовать более дорогому классу "Евро-5"",-- рассказал господин Данилов. Госпожа Филатова отмечает, что на 2017 и 2018 годы придется проведение значительной части работ по подготовке инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года и по реализации проектов по дорожному строительству. В связи с этим она прогнозирует дальнейший рост объема лизинга строительной техники. Господин Данилов говорит, что за первые четыре месяца 2017 года объем рынка новой строительной тяжелой техники (свыше 18 тонн) в Петербурге составил, по оценкам компании, основанным на данных "Автостата", около 65 единиц. Показатель СЗФО в целом, включая Северную столицу,-- 160-165 единиц. Если говорить обо всем сегменте, включая в него не только новую, но и бывшую в употреблении технику, то его объем в Петербурге составил 115 единиц, в масштабе всего СЗФО -- 360-370 единиц. "Таким образом, оборот бывшей в употреблении техники по-прежнему высок и составляет значительную долю в сегменте",-- отмечает эксперт. В целом доля новой строительной техники в Санкт-Петербурге и СЗФО, по оценкам "Исузу Рус", составляет 40-45% от всего рынка новой техники HDT. Доля всего сегмента, включающего и подержанную технику, для Петербурга -- 25%, в СЗФО -- около 37%. "Сегментация рынка стройтехники единообразна для Санкт-Петербурга и СЗФО: в обоих случаях приблизительно половина приходится на самосвалы, две следующие по наибольшей распространенности надстройки -- автокраны и дорожная комбинированная техника. Это справедливо как для новой техники, так и для всего сегмента, включающего подержанную технику. Среди остальных типов кузовов -- манипуляторы, автобетоносмесители, автобетононасосы, автобуровые, автовышки, цементирующие агрегаты",-- перечисляет господин Данилов. Безусловными лидерами сегмента строительной техники являются марки отечественных производителей -- КамАЗ, МАЗ и . На их долю в Санкт-Петербурге и в СЗФО приходится 80-90% рынка новой и бывшей в употреблении техники суммарно. Если брать только новую технику, то здесь доля еще выше: она достигает 97%.

Стимулы для покупки
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге