Катки набрали крейсерскую скорость
Несмотря на опасения импортеров, что оживление на рынке дорожно-строительной (ДСТ) и специальной техники будет временным, продажи в сегменте лишь ускорили темпы роста во втором квартале, увеличившись на 58%. Основной причиной игроки в один голос называют активацию отложенного спроса. Но уверенности в том, что тенденция сохранится, у многих по-прежнему нет. В частности, иностранные концерны опасаются повышения утилизационного сбора, из-за которого их продукция может вырасти в цене.
Продажи ДСТ и спецтехники в России во втором квартале выросли на 58%, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ; учитывает статистику компаний, занимающих 80% рынка). Так, по итогам первого полугодия продажи экскаваторов-погрузчиков выросли на 74%, до 828 штук, гусеничных экскаваторов — на 40%, до 1,2 тыс. единиц. Реализация гусеничных тракторов увеличилась на 41%, до 298 штук, колесных экскаваторов — на 57%, до 176 штук, самоходных грейдеров — на 43%, до 309 единиц. Глава профильного комитета АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов отмечает: рынок продолжает двигать вверх отложенный спрос, несмотря на высокие ставки по кредитам и утилизационный сбор. Он считает, что до полного восстановления рынка еще очень далеко — для достижения докризисного уровня продажи должны вырасти еще минимум на 100% в 2018 году. Господин Комов надеется на сохранение роста при отсутствии негативного регуляторного воздействия на отрасль.
Темпы роста продаж ДСТ и спецтехники по сравнению с первым кварталом выросли — тогда рынок увеличился на 29%, и рост затронул не все сегменты рынка. Гендиректор Hitachi Construction Machinery Eurasia Сэндзаки Масафуми рассказывает, что прошлогодний тренд на покупку техники крупного класса вследствие роста добычи угля сохраняется и сегодня. Кроме того, в компании отмечают рост продаж в сегменте среднего класса техники, предназначенной для инфраструктурных проектов. В Hitachi говорят: теперь примерно 70% сделок проходит через лизинговые компании, до кризиса таких сделок было около 20%. При ограниченном бюджете потребителям нужны инструменты финансирования, рассуждают в компании, особенно при покупке техники больших классов, где длительная рассрочка — одно из основных обязательных требований.
Но в Hitachi не уверены, что позитивный тренд носит постоянный характер, считая, что рост продаж в этом году является временным явлением и эффектом отложенного спроса предыдущих двух лет. При повышении ставок утильсбора рост существенно замедлится, уверены там (о проблемах завышенного утильсбора “Ъ” подробно рассказывал 5 июня). В Volvo говорят, что темпы роста продаж компании сравнимы с темпами восстановления рынка, и ожидают, что они во втором полугодии будут несколько ниже.
Внутреннее производство растет вслед за рынком, но более сдержанно. В отраслевой ассоциации «Росспецмаш» (включает отечественных производителей) не уточнили данных за полгода, но сообщили, что за январь—май выпуск ДСТ вырос на 19%, до 2,8 тыс. единиц. При этом выпуск экскаваторов увеличился на 21%, до 606 штук, автокранов — на 20%, до 1,2 тыс. единиц, автопогрузчиков — на 21%, до 188 штук, автогрейдеров — на 20%, до 210 единиц. Производство погрузчиков поднялось в 3,7 раза, до 97 штук, дорожных катков — в 2,3 раза, до 112 единиц техники. В денежном выражении выпуск за пять месяцев вырос на 24%, до 6,2 млрд руб. В «РМ-Терексе» (СП «Русских машин» Олега Дерипаски и Terex Corp.) рассказали, что в первом полугодии наибольший рост продаж наблюдался в ключевых сегментах: по грейдерам рост на 30%, по экскаваторам — на 48%. В этом году компания рассчитывает в целом нарастить продажи на 30%. Рост рынка в «РМ-Терексе» объясняют как активацией отложенного спроса, так и мерами господдержки. В Минпромторге “Ъ” уточнили, что со второго полугодия запущена программа льготного лизинга. Министерство уже заключило 25 соглашений с лизинговыми компаниями на льготный лизинг со скидкой 10%.