Что мешает регионам СЗФО отказаться от дорогих коммерческих кредитов
Как сэкономить миллиард Чтобы устранить несбалансированность регионального бюджета субъект Федерации может обратиться к четырем источникам заимствования. Это кредиты российских и иностранных финансовых организаций, займы федерального бюджета, региональные облигации и государственные областные гарантии. Если не считать государственные гарантии, расплата по которым может не наступить, а может, наоборот, ввергнуть бюджет в еще большие долги, наименее затратным способом пополнить региональную казну является государственный кредит. Его можно взять по символической ставке 0,1 процента годовых на срок до пяти лет. В то же время минимальная кредитная ставка для государственного сектора в банках "большой тройки" складывается из ключевой ставки Центробанка плюс несколько процентов. Поэтому, замещая коммерческие займы государственными, субъекты РФ экономят существенные деньги на обслуживании госдолга. К примеру, Вологодская область, где объем государственного долга в июле составлял 31,2 миллиарда рублей, или 70 процентов к годовому объему налоговых и неналоговых доходов, в 2014-2016 годах получила бюджетные кредиты на сумму 20,7 миллиарда рублей. В текущем году - на шесть миллиардов. Не выплачивая проценты коммерческим финансовым организациям, за три года регион сохранил больше трех миллиардов рублей. В 2017-м экономия оценивается в 400 миллионов рублей. Это очень существенные суммы для региона, чьи доходы в текущем году составляют порядка 50 миллиардов рублей. Что важно, область ни разу не нарушала параметры соглашений с федеральным министерством финансов. А рамки минфина, которые касаются оптимизации расходов, ограничения доли коммерческих кредитов в структуре госдолга, финансирования различных полномочий и многого другого, можно назвать достаточно жесткими. Кстати, весь профицит бюджета, который в первом полугодии 2017-го составил на Вологодчине 3,3 миллиарда рублей, пошел на погашение государственного долга. Поэтому можно считать, что деньги, сэкономленные с помощью государственных кредитов, позволяют региону тратить еще меньше бюджетных средств на обслуживание заимствований. - К 1 января 2018 года мы должны достигнуть размера государственного долга области на уровне 63 процентов от налоговых и неналоговых доходов, - делится информацией начальник регионального департамента финансов Валентина Артамонова. - На его сокращение в текущем году мы направим в общей сложности четыре миллиарда рублей. Эхо налогового маневра Однако 16 регионов по итогам прошлого года вынуждены были вернуть в федеральный центр бюджетные займы. В некоторых случаях заемщики попали в "возвратные" списки в результате стечения обстоятельств, спрогнозировать которые было практически невозможно. Так произошло в Архангельской области. В прошлом году собственные бюджетные доходы Поморья просели из-за резкого сокращения налоговых поступлений со стороны плательщиков НАО, связанного, в том числе, со снижением цен на нефть. Повлиял на ситуацию и так называемый налоговый маневр в отношении предприятий нефтегазодобывающего сектора. Чтобы профинансировать социальные обязательства, региону пришлось увеличить объем коммерческих заимствований. - В результате Архангельская область не выполнила условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных с минфином России в 2015-2016 годах, - рассказывает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. - В связи с этим в 2017 году досрочному возврату в федеральный бюджет из бюджета Архангельской области подлежит 12,3 миллиарда рублей. Вместо бюджетного займа региону придется вновь брать коммерческий кредит. Как подсчитали архангельские депутаты, дополнительные расходы областного бюджета на выплату процентов финансовым организациям превысят 500 миллионов рублей. Чтобы исправить ситуацию, парламентарии предлагают рефинансировать бюджетные кредиты и смягчить правила их предоставления, использования и возврата. Инициативу региональных законодателей поддерживают и некоторые федеральные коллеги. Бюджетные правила Как поясняет преподаватель департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, специалист в области правового регулирования управления Филипп Васильев, требования к структуре региональных бюджетов и государственных долгов, прописанные в Бюджетном кодексе РФ, нельзя назвать предельно четкими. Более детальные правила предоставления государственных кредитов прописываются ежегодно в соответствующих постановлениях правительства РФ. В документе 2016 года говорится, в частности, о поэтапном сокращении объема средств, привлеченных с помощью государственных облигаций и коммерческих кредитов. К 1 января 2017 года сумма этих долговых обязательств не должна была превышать 70 процентов от всех доходов прошлогоднего бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. К следующему году регионы должны довести показатель до 60 процентов, а к 1 января 2019-го - до 50 процентов. - Ужесточение требований к получателям бюджетных кредитов стало одной из причин, по которой в текущем году такое большое число регионов оказалось в "штрафных списках", - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию Филипп Васильев. - Другой причиной, на мой взгляд, стали поправки в налоговое законодательство. Не только Архангельская область, но и другие субъекты Федерации лишились части налогов предприятий нефтегазового сектора и были вынуждены брать незапланированные кредиты в коммерческих финансовых учреждениях, чтобы закрыть возникший пробел. При этом у регионов вряд ли получится добиться смягчения правил предоставления бюджетных займов, считает эксперт. Постановления правительства прошлого и этого года говорят о том, что рамки требований к заемщикам, напротив, с каждым годом будут сужаться. Прямая речь Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук: - Бюджетные кредиты - неординарное явление в бюджетной системе. Достаточно сказать, что до сих пор среди экспертов нет единого мнения, считать ли их формой межбюджетных трансфертов, куда и как именно относить проценты за их обслуживание. Понятно, что ситуацию, когда бюджетные кредиты получает почти 90 процентов регионов, когда даже богатым субъектам РФ не хватает собственных доходов для покрытия всех расходных обязательств, нельзя назвать нормальной. Но это текущая действительность. Разумеется, корректировать эту ситуацию нужно, но даже законодательных мер может не хватить. Требуются прежде всего ответственные политические решения, в том числе весьма болезненные. Есть еще один важный момент. До 2016 года соглашения заключались только с высокодотационными регионами. Но с текущего года, в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса, их должны подписывать все получатели дотаций. Поэтому можно предположить, что практика наказания регионов за бюджетные нарушения в следующем году весьма расширится.