Рынок рекламы вырос на 14%

По итогам первого полугодия больше 80% рекламных бюджетов было размещено на телевидении и в интернете, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). На интернет рекламодатели потратили 75 млрд руб., на ТВ — 80 млрд руб.

Рынок рекламы в России вырос на 14%
© Евгений Павленко / Коммерсантъ

АКАР подготовила данные по объемам рекламного рынка в первом полугодии 2017 года. Он вырос на 14%, до 190 млрд руб. Расходы рекламодателей на телевидение увеличились на 12%, до примерно 80,3 млрд руб., в том числе на эфирные каналы пришлось 77,5–80 млрд руб. (рост на 11%). Объем рекламы в интернете вырос на 23%, до 75 млрд руб.

Сегмент out of home, куда относится наружная реклама, реклама на транспорте, в супермаркетах, кинотеатрах и др., вырос на 10%, до 21 млрд руб. В том числе на 30% взлетел объем рекламы на транспорте — в основном за счет эффекта низкой базы у рекламы в Московском метрополитене. Она начала продаваться в 2016 году после долгого перерыва, и сейчас эти продажи «вышли на системный уровень», объясняет сопредседатель комитета по наружной рекламе АКАР Алексей Нестеренко.

Единственным медиа с падающей рекламной выручкой была пресса, в которой объем рекламы снизился на 14%. При этом реклама в газетах и журналах падала несильно — на 5% и 3% соответственно. Главным образом такой спад спровоцировали рекламные издания, где выручка упала сразу на 54%. Рынок радио вырос на 3%, до 6,9 млрд руб.

Как отмечает директор по маркетинговым исследованиям НРА Сергей Веселов, динамика во втором квартале была выше «даже по сравнению с весьма неплохим первым кварталом этого года»: +15% против +13%. Разные медиа при этом вели себя по-разному. Если ТВ в апреле—июне в полтора раза увеличило темпы роста при сравнении с январем—мартом (с 9,5 до 14,5%), пресса существенно сократила темпы падения (с –18 до –11%), то радио, наружная реклама и интернет во втором квартале замедлили динамику.

«По итогам второго квартала почти прекратилось падение таких уже "списанных" некоторыми экспертами подсегментов, как газеты (–2%) и журналы (–3%), что позволяет надеяться на стабилизацию ситуации у них,— рассуждает господин Веселов.— Продолжается процесс усиления позиций сегментов-лидеров — ТВ и интернета, на которых по итогам первого полугодия приходится уже 81% всех рекламных бюджетов, тогда как еще пять лет назад их суммарная доля не превышала 67%. Соответственно идет постепенно "вымывание" остальных медиасегментов с рекламного рынка». Ожидается, что этот рынок сохранит рост на уровне 13–14% и по году выйдет на уровень выше 400 млрд руб., добавляет Сергей Веселов.

Председатель комитета IAB Russia по исследованиям Алексей Беляев объясняет рост рекламы в интернете несколькими факторами: ростом медиапотребления, развитием рекламных продуктов, возможностями контроля рекламных кампаний. Сейчас большой интерес рекламодателей вызывают реклама в мобильных устройствах, расширяющиеся возможности рекламы в соцсетях и видеореклама, говорит господин Беляев.