Самый дорогой развод в мире

Спустя год после референдума в Британии задачи, которые должны быть решены в рамках отделения Соединенного Королевства от ЕС, кажутся невыполнимыми в срок, который отведен для урегулирования процесса, — до 31 марта 2019 года. Сколько стоит «бракоразводный процесс» между Великобританией и Евросоюзом? Политика выше закона На сегодняшний день никто не знает точной суммы, которую Великобритании потребуется заплатить за выход из состава ЕС. Пока эта сумма не будет оговорена и утверждена, Евросоюз не намерен приступать к другим экономически важным вопросам. Таким, как будущие торговые отношения, финансовое сотрудничество, взаимодействие на рынке труда или согласование «переходного» периода для британского бизнеса после марта 2019 года. Сумму от «нуля до 100 млрд евро», вероятно, можно считать единственным ответом на данный момент. Размер «счета Brexit» будет зависеть от фундаментальных политических компромиссов и от того, как настроены сами политики. В переговорах ЕС — Великобритания вопросы будут в значительной степени решаться именно политикой, а не законами, считают эксперты. Самый главный и ключевой вопрос: считать ли Brexit разводом или же это просто потеря Великобританией премиального членства в клубе ЕС? Новость В первом случае Великобритания не будет претендовать на какие-либо активы ЕС, но стране все равно придется выплачивать свои непогашенные членские взносы. Например, ежегодные взносы в бюджет до 2020 года. В случае «развода» по правилам как активы, так и обязательства должны быть разделены между сторонами. Сценарии «развода» Экономический исследовательский центр Bruegel провел полноценное исследование о том, сколько Великобритании придется заплатить за Brexit при «разводе» и при потере своего членства в «клубе ЕС» с учетом всех финансовых обязательств, взятых на себя страной. Вариант 1: аннулирование «абонемента» ЕС Хотя устройство Евросоюза намного сложнее регламента фитнес-клуба, у них есть много аналогий. Например, в этом варианте Великобритания не сможет требовать доли активов ЕС при отделении. Когда Великобритания присоединилась к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) в 1973 году, стране не было предложено заплатить долю за прежние (тогдашние) активы ЕЭС. Ни одна из других стран, присоединившихся к ЕЭС/ЕС после 1957 года, не вносила какие-либо взносы за существующие активы. В то же время экономисты отмечают, что почти невозможно определить период, во время которого Великобритания выполняла свои обязательства по внесению «членских взносов» в бюджет ЕС. Это действительно очень сложный вопрос из-за особого принципа бюджетирования ЕС, который включает в себя запланированные платежи и обязательства в каждом году. Причем основная часть запланированных обязательств, которые должны быть сделаны в конкретном году, откладывается для оплаты в последующие годы. Великобритания подписала Многолетнюю программу финансового развития Евросоюза (Multiannual financial framework) на 2014—2020 годы, включающую запланированные обязательства, которые должны быть оплачены до 2025 года. Но если страна действительно официально покинет ЕС в марте 2019 года, то погашение обязательств по взносам может производиться различными способами. Итак, Великобритания погасит: — все свои бюджетные обязательства в рамках MFF до конца 2020 года. В том числе и плановые платежи до 2025 года; — фактические юридические и бюджетные обязательства, принятые до даты Brexit (включая плановые платежи до 2023 года); — только планируемые платежи до 2020 года; — только фактические платежи до даты Brexit — 19 марта 2019 года. Вариант 2: развод и раздел имущества При «разводе» обеим сторонам придется поделить свои активы и обязательства между собой. Главный вопрос заключается в том, как поделить неделимое и какие активы ЕС следует учитывать в финансовом урегулировании. В частности, как рассматривать те активы, которые имеют определенную степень непредвиденных обстоятельств. Например, кредит Украине. Кроме того, как уже писалось выше, страна не платила за существующие на момент начала партнерства активы ЕЭС. С учетом невозможности просчитать период взносов Великобритании в бюджет за весь период, ее различные скидки на бюджетные взносы, выбитые еще Маргарет Тэтчер, и многие другие финансовые особенности, нельзя с уверенностью считать, что Великобритания может стопроцентно претендовать на какие-либо из активов Евросоюза. Например, с 1985 года Великобритания имеет право на финансовую скидку от своего чистого взноса в бюджет ЕС в предыдущем году. Считаем отступные Если ориентироваться на приблизительную цифру стоимости активов ЕС более 190 млрд евро на конец 2018 года (денежные средства, недвижимость, накопленное богатство, непогашенные кредиты другим странам), то Великобритания может претендовать примерно на 17,7 млрд евро в рамках «сценария развода». Согласно подсчетам экономистов из Bruegel в марте 2017 года, при различных сценариях и возможных договоренностях счет за Brexit может составлять от 25,4 млрд до 65,1 млрд евро. При этом вполне вероятно, что ЕС может обязать Великобританию досрочно выплатить 109 млрд евро, с последующим возмещением части средств со стороны Евросоюза. В последних данных от Bruegel фигурируют уже цифры от 86 млрд до 113 млрд евро. Издание The Financial Times также провело свое исследование, оценив обязательства Великобритании перед ЕС в диапазоне от 91 млрд до 113 млрд евро, в зависимости от того, как рассчитывается доля Великобритании в бюджете. Вернее, какая скидка на взнос в бюджет будет применена при расчете. Примечательно, что данные всех экспертов и экономистов постоянно меняются, причем не в сторону сокращения «бракоразводной» суммы. Кроме того, экономистам и экспертам интересно узнать, будут ли ЕС и Великобритания проводить взаимозачет бюджетных расходов ЕС на страну. Ведь если Евросоюз потребует Великобританию покрыть все бюджетные обязательства вплоть до конца 2020 года, а страна с 2019 года уже покинет блок, будут ли из бюджета ЕС выделяться средства на нее, как ранее? Получит ли она какую-то выгоду от долгосрочных проектов ЕС, на которые вносила деньги, будучи членом союза? По информации источников в Европейской комиссии, приблизительный валовый счет для Великобритании составит около 100 млрд евро: — 86,4 млрд евро бюджетных обязательств, взятые Великобританией в качестве члена ЕС; — 11,5 млрд евро условных обязательств, если организация или страна не сможет погасить свой кредит от ЕС; — 1,7 млрд евро в виде взносов на цели по развитию и оказанию помощи странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. The other side of pie Пока Европейский союз твердо уверен, что Великобритании придется платить, пусть до сих пор и не выяснено, сколько именно, британские переговорщики и премьер-министр страны Тереза Мэй заявляют, что таких космических сумм в Брюсселе от них не дождутся. Британская пресса активно обсуждает инсайдерскую информацию о встречном предложении Лондона заплатить лишь 36 млрд фунтов стерлингов (40 млрд евро / 47 млрд долларов). Несмотря на то что официальный представитель британского правительства Джеймс Слэк заявил, что эти цифры «взяты с потолка» и не соответствует действительности, аналитики уверены в обратном — именно на эту сумму рассчитывает Лондон. Великобритания рассматривает возможность пошаговой выплаты части своих обязательств как ежегодных взносов в бюджет ЕС в обмен на доступ к рынкам или на что-то близкое к существующим торговым условиям во время переходного периода. Представители ЕС считают, что британскому правительству будет легче преподнести этот вариант для общественности, представив его в качестве цены за будущие отношения с Евросоюзом. Ведь во время кампаний перед референдумом сторонники Brexit в качестве одного из главных аргументов утверждали, что Британия больше не будет отдавать деньги ЕС, а, наоборот, будет получать их: чуть ли не каждую неделю по 100 млн фунтов стерлингов. Вероятно, сложно будет объяснить британским избирателям, что ничего получить обратно им не удастся, да еще придется вновь заплатить «из своего кармана». Издание The Telegraph, ссылаясь на чиновников из Великобритании, сообщило, что будут предлагаться чистые платежи в размере 10 млрд фунтов стерлингов в год сроком на три года. Получившаяся сумма составила бы большую часть того, что требует Евросоюз. Не всю сумму, но, вероятно, достаточную, чтобы склонить Брюссель к началу каких-то торговых переговоров. Тем не менее в Великобритании есть депутаты, настаивающие на том, что именно ЕС должен платить Британии, а не наоборот. «Одна из главных причин, по которым Великобритания проголосовала за выход из ЕС, заключалась в том, чтобы прекратить отправлять им миллиарды фунтов в год. Поэтому было бы совершенно странно давать ЕС любые деньги, не говоря уже о 36 миллиардах фунтов стерлингов», — заявил, например, депутат от Консервативной партии Питер Боун. Другие консерваторы отметили, что юридически Великобритания не обязана ЕС ничего. Однако без выплат Брюсселю Великобритания может не рассчитывать на торговую сделку и «переходный период», который стране будет просто необходим. Независимые исследования показывают, что даже «самый мягкий» вариант отделения Британии — членство в Европейском экономическом пространстве по аналогии с Норвегией — сократит взаимную торговлю не менее чем на 20%. Если страна вернется к торговле с ЕС на условиях Всемирной торговой организации (ВТО), такой вариант сократит торговлю на 40%, а среднегодовой годовой доход британца снизится на 2,6%. Новость Если Великобритания откажется платить Брюсселю, это может стать юридическим делом в Международном или Третейском судах. Результат такого судебного дело трудно предсказать. Однако уже высказывались предположения, что международное арбитражное решение было бы предпочтительнее политического урегулирования. Европейский союз изложил свою официальную позицию в конце мая 2017 года, в том числе предоставив метод расчета финансовых сборов при Brexit, который должен быть согласован сторонами. Успешное завершения этого первого этапа переговоров «бракоразводного процесса» откроет путь к обсуждению других вопросов, включая переходные соглашения и всеобъемлющую сделку по свободной торговле. Великобритания, в свою очередь, еще не представила свою подробную позицию по финансовому урегулированию, несмотря на предупреждения главного переговорщика ЕС Мишеля Барнье, что отказ от обсуждения этого вопроса ставит под угрозу все стадии переговоров и будущее британцев. Ожидается, что фактическая цифра не будет известна до конца переговоров по Brexit. А предварительная договоренность по сделке и ее условиям появится не раньше осени 2018 года. Евгения КОМЛЕВА, Брюссель, Banki.ru