Подмосковье разгоняет автобусы

Московская область через «Сбербанк Лизинг» получит 1,8 тыс. дизельных автобусов производства группы ГАЗ общей стоимостью около 12 млрд руб. Для компании это существенный объем — в июле все продажи автобусов в РФ составили 849 штук. Эксперты ожидают, что на фоне активизировавшихся госзакупок всех видов автобусов рынок в 2017 году вырастет на 26%, до 13,1 тыс. штук.

Подмосковье закупается автобусами
© Коммерсантъ

В рамках программы обновления пассажирского транспорта «Сбербанк Лизинг» поставит Московской области 1758 автобусов по заказу регионального Минтранса на 12 млрд руб., сообщила компания в пятницу. «Сбербанк Лизинг» победил на электронном аукционе 23 августа, договор на поставку будет заключен «в ближайшее время». Как пояснили в компании, это будут автобусы группы ГАЗ. Первая поставка планируется не позднее 30 сентября.

В группе ГАЗ рассказали, что в рамках контракта будет поставлено 900 микроавтобусов «Газель Next», 243 автобуса среднего класса «Вектор Next», 540 автобусов большого класса «Вояж» с дизельными двигателями «Евро-5» и 75 городских низкопольных автобусов большого класса ЛиАЗ-5292–60 с дизельными двигателями «Евро-4».

Между тем заказ Московской области превышает объем месячных продаж по всему рынку автобусов в июле. Так, по данным «Автостат-Инфо», в июле реализация автобусов упала на 25%, до 849 автобусов. За январь—июль продажи выросли на 17%, до 6,2 тыс. штук. Эксперты связывают падение в июле со спадом продаж российских автобусов — их было продано на 29% меньше, чем годом ранее, в то время как реализация автобусов-иномарок выросла почти в четыре раза, с 16 до 60 штук. За январь—июль продажи российских автобусов выросли на 9,7%, до 5,7 тыс. штук, автобусов-иномарок — почти в пять раз, с 104 до 501 единицы. Группа ГАЗ, которая является лидером рынка, в первом полугодии продала 3,2 тыс. автобусов (рост на 22%).

В начале августа мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с 2021 года автобусный парк столицы будет пополняться исключительно электроавтобусами. В мае принято решение о закупке 300 электробусов ежегодно в 2018–2020 годах на условиях контракта жизненного цикла, предусматривающего сервисное обслуживание и ремонт на 15 лет. Позже глава департамента транспорта Максим Ликсутов сообщил, что электробусы не вытеснят автобусы на дорогах Москвы в ближайшем будущем. «До 2021 года мы будем покупать и автобусы, и электробусы, поэтому ничего отдельно списывать не будем»,— сказал он.

По данным PwC, за январь—июнь объем продаж автобусов вырос на 28%, до 5,3 тыс. штук. В PwC отмечают, что рынок автобусов исторически характеризуется низкой долей импорта, в первом полугодии его доля составила 12%, основные поставщики — Китай, Белоруссия и Германия. По итогам года в PwC рассчитывают на рост продаж автобусов на 26%, до 13,1 тыс. штук. На положительную динамику, по мнению экспертов, повлияют, в частности, госзакупки и приобретение газомоторных и электрических автобусов. Негативным фактором для рынка остается конкуренция с другими видами общественного транспорта — пассажирооборот автобусного транспорта сокращается. Согласно прогнозу PwC, рынок автобусов вырастет до 15,2 тыс. штук в 2020 году, но в 2021 году снизится до 14,6 тыс. штук.

Яна Циноева