Банки ставят на карты
За год рост рынка кредитных карт на Южном Урале ускорился на 66,7% Челябинская область заняла первое место по росту объемов выдачи кредитных карт среди 50 регионов России, лидирующих в этом сегменте финансовых услуг. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле–июне 2017 года кредитками обзавелись 41,9 тыс. человек, что на две трети больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, одним из драйверов роста сегмента стало кредитование молодых заемщиков в возрасте до 25 лет. Эксперты отмечают, что кредитные организации сделали ставку на активное развитие этого направления из-за его высокой рентабельности и возможности управлять рисками. При этом, по их мнению, банки из-за недостатка «зрелых» заемщиков уже готовы работать с молодежью. Южный Урал лидирует среди регионов РФ по динамике выдачи кредитных карт. Таковы результаты рейтинга Национального бюро кредитных историй (НБКИ), составленного на основании данных 4100 кредиторов, предоставляющих НБКИ статистику. В исследовании участвовали топ-50 субъектов РФ по количеству выданных карт. По данным бюро, в апреле-июне текущего года жители Челябинской области стали держателями 41,9 тыс. новых кредиток, это на 66,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года. На втором месте в списке Саратовская область (55,7%), замыкает тройку Ярославская область (49,7%). При этом по количеству кредитных карт, выданных в период с апреля по июнь, Челябинская область занимает седьмое место. Лидируют по этому показателю Москва, Московская область и Красноярский край, однако по динамике роста они значительно уступают Южному Уралу (28,8%, 39,9% и 36,1% соответственно). Из 50 регионов, вошедших в рейтинг, рост продемонстрировали все, кроме одного: в Амурской области кредиток стали выдавать меньше на 0,1%. Ранее НБКИ публиковало статистику выдачи кредитных карт по итогам всей первой половины 2017 года, в которую входили не только субъекты из топ-50, но и остальные. Челябинская область заняла в этом списке восьмое место по количеству выданных кредиток с показателем 72 тыс. штук, а по динамике — пятую позицию. Однако более активный прирост продемонстрировали только регионы-аутсайдеры рейтинга. Например, Чеченская республика, где прирост за январь–июнь составил 116,3%, находится в списке на 80-м месте, Дагестан (105%) — на 63-м. Участники рынка подтверждают рост интереса населения Челябинской области к кредитным картам. По словам директора филиала «Южно-Уральский» Уральского банка реконструкции и развития Галины Родиной, по итогам первых восьми месяцев 2017 года количество выданных банком кредиток в Челябинской области выросло на 80%. «Рост спроса на этот продукт связан с изменением потребительского поведения и тенденциями рынка,— говорит госпожа Родина.— Банки охотнее одобряют заявки на кредитные карты и активно стимулируют клиентов к приобретению, предлагая индивидуальные условия по продукту, а также бонусы в виде cashback. Все это приводит к перераспределению спроса от потребительских кредитов на небольшие суммы к кредитным картам. Для клиентов этот инструмент более удобен благодаря льготному периоду пользования заемными деньгами». По мнению аналитика ГК «Финам» Сергея Дроздова, рост объемов выдачи кредитных карт — федеральная тенденция. «Из-за высокой рентабельности розничного кредитования банки активно развивают этот сегмент,— отмечает эксперт.— То, что именно Челябинская область стала лидером, на мой взгляд, носит чисто статистический характер и не имеет особенных причин». Как сообщают в НБКИ, одним из драйверов роста рынка кредитных карт стала активизация банков в работе с заемщиками моложе 25 лет. По данным бюро, доля этих клиентов в общей структуре получателей новых кредитных карт достигла 9,8%, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 1,5 п.п. Это самая высокая динамика за прошедший год среди всех возрастных групп заемщиков. Менее значительно выросла доля клиентов 30–39 лет (на 0,8 п.п.). В свою очередь, гражданам в возрасте 50–59 лет кредитные карты выдавать стали реже — их доля сократилась на 1,3 п.п. «Более активное привлечение банками молодых заемщиков — относительно новая тенденция на рынке розничного кредитования,— говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин.— "Зрелых" заемщиков стало не хватать еще несколько лет назад, поэтому кредиторы обращают внимание на пока еще не очень им знакомый и к тому же более рискованный сегмент. При этом не удивительно, что основным драйвером привлечения молодых заемщиков являются кредитные карты. Этот вид розничных кредитов позволяет банкам максимально эффективно управлять кредитным риском с целью минимизации собственных потерь. В том числе за счет такого гибкого оперирования такими параметрами кредитов, как лимиты по картам». По данным НБКИ, лимиты по картам снизились почти для всех возрастных категорий заемщиков, кроме самой старшей. Показатель для клиентов в возрасте от 65 лет вырос на 35,7% — с 32,1 тыс. до 43,6 тыс. руб. Лимит для категории до 25 лет снизился с 35,7 тыс. до 32,2 тыс. руб. Самый большой средний лимит (61 тыс. руб.) банки предоставляют клиентам в возрасте 40–49 лет, однако год назад сумма кредита была ограничена для них 69,6 тыс. руб. Артур Якушко