«Автолизинг продолжит двигать вперед весь лизинговый рынок»
Будущее рынка лизинга — за специализированными компаниями, которые сфокусированы на определенных сегментах. При этом сегмент автолизинга, долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний и не являющийся критичным в плане регулирования, продолжит двигать вперед весь лизинговый рынок. Об этом рассказал в интервью порталу Банки.ру генеральный директор АО «ЛК «Европлан» Александр МИХАЙЛОВ. — Лизинговый рынок в 2016 году, по оценкам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), показал рост нового бизнеса на 36%, отдельно сегмент автолизинга — на 31%, а по итогам первого полугодия этого года общий объем нового бизнеса в лизинге увеличился на 55% в годовом выражении. Динамика рынка лизинга, автосегмента, бизнеса и финансовых показателей вашей компании совпала с вашими прогнозами? — Как мы и говорили ранее, автолизинг, преодолев свой минимум в 2015 году, выступил драйвером всего рынка лизинга в 2016-м. Что касается наших результатов, то они снова опережают рынок: за 2016 год показатель нового бизнеса (стоимость купленных для клиентов предметов лизинга) вырос по сравнению с итогами предыдущего года на 57% и составил 38 миллиардов рублей. В течение года мы заключили более 19 тысяч договоров. Финансовые результаты оказались рекордными: чистая прибыль лизингового сегмента и страховой компании «Европлан» выросла на 42% до 2,75 миллиарда рублей, капитал увеличился на 26% до 13,41 миллиарда. По данным исследования лизингового рынка, проведенного агентством «Эксперт РА», «Европлан» занял первые места в ключевых для себя сегментах и признан абсолютным лидером по объему сделок в лизинге легкового и грузового транспорта, а также в лизинге малого и среднего бизнеса. Активный рост 2016 года продолжился и в 2017 году. Уже по итогам первого полугодия объем нового бизнеса (стоимость предметов лизинга, приобретенных для клиентов по новым сделкам, без НДС) составил 26,4 миллиарда рублей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Чистая прибыль лизингового сегмента и страховой компании «Европлан» выросла до 1,83 миллиарда рублей, капитал составил 8,3 миллиарда. Это говорит о том, что спрос на автомобили в сегменте малого и среднего бизнеса увеличивается. — Насколько значимой была лепта программы льготного автолизинга с точки зрения формирования спроса? — Действие госпрограммы субсидирования автолизинга в 2016 году, безусловно, привело к увеличению спроса на коммерческий автотранспорт. В рамках программы были доступны автомобили, которые производятся на территории России (в том числе иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford), — соответственно, вырос спрос на машины этих марок. Конкретно у нас лидерами продаж стали «ГАЗ», «КамАЗ», Lada (Largus), «УАЗ», Mercedes-Benz, Isuzu и Ford. В текущем году позитивной новостью стало решение Минпромторга запустить адресные программы поддержки автопрома: «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». В рамках адресных программ лизингополучателям, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, лизинговая компания сможет предоставить возмещаемую государством скидку по уплате авансового платежа в размере до 12,5% цены приобретения транспортного средства. Не менее важной новостью для рынка можно считать запуск Минпромторгом программы субсидирования специальной дорожно-строительной и коммунальной техники. Благодаря программе лизингополучатели могут получить скидку по уплате авансового платежа в размере до 10% от стоимости предмета лизинга по договорам лизинга. Запуск дополнительных программ стимулирования — это эффективный инструмент поддержки автомобильного и автофинансового рынка, который существенно облегчит приобретение автотранспорта компаниями. — Совместные программы лизингодателей с автопроизводителями стали уже одним из традиционных способов стимулирования спроса. Кому из производителей, судя по вашей статистике продаж, это удается лучше всего? — Среди легковых авто в 2016 году наивысшим спросом пользовались следующие марки: Toyota, Lada, Kia, Hyundai и Volkswagen. В числе лидеров сегмента коммерческого и грузового транспорта — отечественные автопроизводители: ГАЗ, КамАЗ, Lada, УАЗ. Немаловажную роль в росте показателя по коммерческому и грузовому транспорту как раз и сыграла программа субсидирования от Минпромторга. В текущем году наиболее передаваемыми в сегменте легковых стали марки Toyota, Mercedes-Benz BMW, Lexus, Volkswagen, а в сегменте грузового и коммерческого транспорта — «КамАЗ», «ГАЗ», DAF, MAN, «МАЗ». — Какие из «акционных» схем с производителями дают наилучший результат? — Наши партнерские программы с крупнейшими автопроизводителями позволяют взять авто в лизинг с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. Большим спросом пользуется такое условие, как нулевое удорожание, когда транспорт можно приобрести без переплат. Подобные акции позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке автомобилей в лизинг, а потому всегда пользуются популярностью. Из действующих предложений хочется еще отметить акцию, позволяющую корпоративным клиентам получить бесплатно шиномонтаж на весь срок договора лизинга при покупке новых автомобилей марок Audi, BMW, Datsun, Ford, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Kia, Land Rover, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Renault, Skoda, Volkswagen, Volvo. — Если вдуматься, не получается ли, что все новые продукты автолизинговых компаний — это результат сотрудничества с производителями либо внедрения госпрограмм? Осталось ли у лизингодателей пространство для собственных разработок? — В конце 2016 года мы запустили новую услугу «trade-in плюс лизинг». Суть здесь в том, что мы помогаем клиенту продать подержанный автомобиль за максимальную цену. Полученную от продажи сумму мы предлагаем клиенту использовать в счет лизингового аванса на новый автомобиль. Доверив компании продажу своего автомобиля, клиент в первую очередь экономит массу собственного времени. Мы сами составляем подробный обзор авто (это своего рода альтернатива классическому объявлению о продаже) и рассылаем его партнерам по всей России, общее количество которых — около 2 500. Пока продается автомобиль, клиент продолжает на нем ездить. Во-вторых, риска столкнуться при продаже с покупателем-мошенником у нашего клиента практически нет: все партнеры проверены годами совместной работы, оплата происходит только по безналичному расчету. Эта услуга распространяется на легковые и коммерческие автомобили российского и зарубежного производства. А дальнейшее оформление в лизинг распространяется на легковой, грузовой, коммерческий транспорт и спецтехнику. — Вы упомянули вариант лизинга с нулевым удорожанием. А какой сейчас вообще диапазон ставок удорожания по автолизингу? — Для начала необходимо прояснить, почему мы вообще говорим не о процентной ставке, а о ставке удорожания. Дело в том, что при формировании суммы договора лизинга фиксированная процентная ставка как таковая отсутствует. В отличие от кредитной сделки, которая предусматривает основной долг плюс проценты, в лизинге есть ежемесячные платежи за владение и пользование имуществом. Их сумма включает в себя возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Нормативно-правовыми актами не утверждены рекомендации по расчету суммы договора лизинга и лизинговых платежей, поэтому каждая компания осуществляет расчет на основании собственной методики с учетом стоимости кредитных ресурсов, стоимости риска и уровня операционных расходов компании. Типичная ставка удорожания по предлагаемым «Европланом» лизинговым продуктам находится в диапазоне от минус 6% до плюс 8%. Нулевое и даже отрицательное удорожание по некоторым маркам и моделям автомобилей доступно за счет того, что «Европлан», будучи одним из крупнейших покупателей транспортных средств в России, получает значительные скидки от автопроизводителей и дилеров и передает эту выгоду своим клиентам. Таким образом, при сбалансированном сроке и авансе по договору лизинга, а также за счет скидки «Европлана» на автомобиль стоимость его покупки по договору лизинга (в том числе с учетом стоимости услуги лизинга) зачастую оказывается меньше стоимости покупки за собственные денежные средства клиента либо может быть равна ей. Это несет прямую финансовую выгоду для клиентов, в том числе поэтому проникновение услуги лизинга в продажи автомобилей неуклонно растет год от года. — Насколько ставки удорожания на рынке лизинга зависят от динамики ключевой ставки Банка России? — Стоимость услуг лизинга, а как следствие, и размер удорожания по договору лизинга косвенно зависит от динамики ключевой ставки ЦБ и постепенно снижается за счет снижения стоимости кредитных ресурсов, которые мы получаем в банках и на облигационном рынке. Однако нужно отметить, что «автоматического» снижения стоимости фондирования для лизинговых компаний почти никогда не происходит, это всегда кропотливая работа соответствующих подразделений компании с кредиторами. — Ощущаете ли вы усиление или, напротив, ослабление конкуренции в сегменте автолизинга? — Как частная компания мы, безусловно, ощущаем конкуренцию на рынке. Но за счет четкой фокусировки на лизинге автомобилей как векторе бизнеса, а также на профиле и потребностях нашего клиента, которые мы хорошо представляем, «Европлан» по итогам 2016 года усилил свои позиции и вернул лидерство на российском рынке автолизинга. Помимо уже упомянутой высокой оценки со стороны «Эксперт РА», мы также вошли в топ-25 автолизинговых компаний Европы по версии Leaseurope. — Что изменилось за последний год в сфере автолизинга для физлиц — по рынку и в вашей компании? — Наши результаты в этом сегменте пока остаются на уровне прошлого года. Но мы возлагаем определенную надежду на лизинг для физических лиц: положительно повлиять на этот сегмент способна коррекция налогообложения в части расчета НДС по сделкам лизинга, благодаря чему лизинг для физлиц станет доступным способом приобретения авто для миллионов покупателей по всей стране. — Наблюдаете ли вы усиление интереса клиентов к операционному лизингу? — Операционный лизинг по-прежнему находится на этапе становления. Его доля в покупках автотранспорта остается приблизительно на одном уровне уже несколько лет, показывая рост только в количестве новых сделок и увеличении парка автотранспорта, находящегося в обслуживании у лизинговых компаний. Операционный лизинг сегодня понятен и привычен крупным иностранным компаниям, головные офисы которых активно используют этот продукт в своих странах. Так как ранее эта услуга не была массово представлена (и востребована — о ней просто не знали) на российском рынке, крупные отечественные компании организовали собственные подразделения по управлению автопарком, то есть уже понесли определенные расходы. В случае выбора операционного лизинга им пришлось бы сокращать или перепрофилировать такие подразделения, так как все работы по поиску подрядчиков, организации закупок и обслуживанию проводит лизинговая компания. Те компании, которые правильно считают свои расходы (от трудозатрат бухгалтера по учету транспорта до расхода ГСМ на один служебный автомобиль) и готовы на такие изменения в обмен на повышение эффективности своего бизнеса, начинают всё больше интересоваться операционным лизингом. В ближайшие годы вырастет спрос на операционный лизинг со стороны международных компаний, затем со стороны крупных российских компаний, и только потом заинтересуются операционным лизингом малый и средний бизнес. По такому сценарию развивался этот продукт на Западе, и мы постепенно будем сокращать свое отставание. — Банк России ранее назвал нерегулируемый в настоящее время сегмент лизинга потенциальным источником системного риска на финансовом рынке, а сейчас подготовлен проект законодательных поправок, которые должны стать основой для реформы лизинговой отрасли. На ваш взгляд, лизинговая отрасль нуждается в новых способах регулирования? — Вопрос о госрегулировании отрасли вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, например в авиационной. Автолизинг же, долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний, не является критичным сегментом с точки зрения регулирования и, в конечном счете, стабильности российской финансовой системы. На наш взгляд, будущее рынка — за специализированными лизинговыми компаниями, которые сфокусированы на определенных сегментах (например, частные лизинговые компании — на автолизинге, государственные — на авиализинге и других сложных сегментах, важных для реализации стратегических госпроектов). В результате все оказываются в плюсе: за счет специализации лизинговые компании хорошо знают профиль своих клиентов и понимают его реальные потребности, им не приходится разбрасываться и заниматься одновременно всем, тем самым неэффективно расходуя деньги налогоплательщиков (если говорить о лизинговых госкомпаниях). Невозможно одинаково хорошо финансировать и вагоны, и автомобили для малого бизнеса. — Ваша компания летом претерпела реорганизацию: лизинговый бизнес был выделен из ПАО «Европлан» в отдельное юридическое лицо. Что изменилось в работе компании в этой связи? — Реорганизация никак не отразилась на принципах работы лизинговой компании, но при этом позволила компании и менеджменту сосредоточиться на ее основной деятельности — автолизинге — и максимально раскрыть свой потенциал. Стратегический фокус бизнеса остается на высокой эффективности, наращивании доли рынка и запуске новых продуктов при предоставлении клиентам высококачественных финансовых услуг. Уставный капитал образованного АО «ЛК «Европлан» составляет 120 миллионов рублей, а собственный капитал — около 8 миллиардов рублей (по МСФО). Как и планировалось, на основании утвержденного акционерами передаточного акта и разделительного баланса к АО «ЛК «Европлан» перешли все активы ПАО «Европлан» (21 августа переименовано в ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции»), связанные с лизинговой деятельностью, включая банковские счета. — Как будет развиваться рынок лизинга и автолизинга в оставшийся период года? Какие цели ставит ваша компания? — Мы ожидаем, что автолизинг продолжит в этом году активно развиваться и двигать вперед весь лизинговый рынок. Популярность лизинга как способа приобретения автомобиля, а вслед за ней и спрос на услуги проверенных лизингодателей будет расти. «Европлан» планирует сохранять концентрацию на своем главном направлении бизнеса — лизинге ликвидного автотранспорта. Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА