Ситуация в машиностроении Южного Урала стабилизировалась после долгого падения В Челябинской области прекратилось падение производства в машиностроении, в третьем квартале региональные власти ожидают рост на 1–2%. По мнению руководства областного Фонда развития промышленности, наметилась стабилизация: машиностроители готовы развивать свой бизнес, появляются новые проекты. Сами участники рынка не наблюдают положительных изменений, а стабилизацию объясняют привычкой работать в условиях постоянного кризиса. Так, некоторые предприятия из-за отсутствия спроса на внутреннем рынке существенно увеличили долю экспорта. В Челябинской области наметилась стабилизация в отрасли машиностроения. Об этом вчера на пресс-конференции заявил директор Фонда развития промышленности (ФРП) региона Сергей Казаков: «То, что мы видим в 2017 году, с осторожностью можно назвать первыми признаками стабилизации. Появляются новые проекты. В отличие от 2016 года, машиностроительный малый и средний бизнес ведет себя более активно, инвесторы готовы вкладываться в развитие своих компаний». Сергей Казаков рассказал, что в текущем году ФРП региона одобрил финансирование четырех проектов компаниям «Союз Полимер», АО «КБ „Биоморфные роботы”», ЗАО «Мапра» и ООО «Уралспецарматура». На рассмотрении находятся еще 20 проектов. На выдачу льготных займов через ФРП в региональном бюджете предусмотрено 250 млн руб., с учетом федерального софинансирования сумма составит 500 млн руб. Южноуральские машиностроители пока не видят серьезных позитивных изменений в отрасли. «Есть определенная волатильность, но я бы не сказал, что это тенденция к росту. В целом есть стабилизация по второму кварталу, небольшой (1–2%) рост в третьем квартале, но, по ощущениям, это все с лихвой компенсируется упадком четвертого квартала и первого следующего года. Положительные тенденции наблюдаются лишь в сельскохозяйственном машиностроении, стабилизировалась ситуация у предприятий, связанных с нефтяной промышленностью. В лучшем случае мы не падаем. Любая более или менее стабильная ситуация, даже стабильное падение, позволяет планировать. Упаднические настроения закончились, все прогнозируют свои бюджеты и планы по развитию, исходя из того, что роста не будет»,— констатировал председатель комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей (СПП) региона Сергей Кравчук. По словам господина Кравчука, по-прежнему основными проблемами отрасли остаются большая фискальная нагрузка и падение спроса на продукцию. Господин Кравчук отметил, что работа правительства Челябинской области по поддержке машиностроителей «откровенно слабая». «Если сравнить уровень привлеченных федеральных субсидий в Свердловской и Челябинской областях, то в Свердловской только в первом квартале привлекли более 1 млрд руб. Если в Челябинской области дадут полмиллиарда за год, это будут замечательные цифры»,— подчеркнул председатель комитета СПП. По данным председателя комитета по промышленности СПП, сегодня в отрасли работают более тысячи предприятий, из них около двухсот — крупные, остальные — субъекты малого и среднего бизнеса. Часть производителей постепенно приспосабливаются к существующим условиям своими силами, выходя на внешние рынки, чтобы снизить зависимость от экономической ситуации в стране. «До нас дошло, что ничего хорошего в ближайшее время не предвидится. Мы были вынуждены выйти на внешние рынки, потому что внутреннее потребление существенно упало. Сегодня 50% нашей продукции идет на экспорт: 30% — в страны СНГ, 20% — в Прибалтику, Восточную Европу, Африку, страны Азии (кроме Индии и Китая)»,— сообщил генеральный директор компании «Завод Прайд», производящей буровые установки, Дмитрий Нестеров. Юлия Гарипова