«Это вопрос выживания». Волгоградская область выжимает последнее из бюджета

Доходная часть бюджета Волгограда уже на следующей неделе будет увеличена до 20,774 млрд рублей. При этом, расходы планируется утвердить и вовсе в размере 21,078 млрд рублей, то есть, на уровне, на котором они не были никогда прежде. Доходы вырастут на 400 млн рублей, а расходы – на 500,3 млн. Таким образом, дефицит планируется довести до 303,45 млн рублей. Как пояснили в городской думе, увеличение доходной части планируется преимущественно за счет дополнительных поступлений из областного бюджета. А городские власти сообщили, средства будут направлены на увеличение муниципального дорожного фонда, на «создание и обеспечение оснащения светофорных объектов оборудованием локальной автоматизированной системы управления дорожным движением», а также на мероприятия, связанных с ликвидацией последствий ЧС. Профильный комитет поправки поддержал, пленарное заседание гордумы пройдет 27 сентября. Фактор ближайших лет Подобное перераспределение происходит как минимум третий раз в этом году. В прежней практике межбюджетных отношений его можно было бы назвать неожиданным – руководители Волгограда много лет сетовали на постоянное сокращение региональных субсидий столице области. Вместе с тем, текущее состояние самого областного бюджета вызывает больше опасений, нежели городского. Несмотря на это региональные власти продолжают перераспределять средства в пользу Волгограда. Как поясняют информированные источники, в бюджете 2018 года, который еще не сверстан в окончательном варианте, размер дотаций областному центру не будет сокращен, а, скорее всего, даже будет расти. Это объясняется важными задачами по благоустройству в преддверии 75-й годовщины победы в Сталинградской битве (2 февраля 2018) и проведения Чемпионата мира по футболу. «Честно говоря, решение городских коллег мне пока не совсем понятно, мы не вносили никаких правок с июня (когда были перераспределены почти 3 млрд рублей дополнительных федеральных поступлений, – прим. «ФедералПресс»), надо разобраться, речь о них или город только надеется, что мы еще примем, но так работать нельзя», – рассказал депутат областной думы Владимир Попов, который до недавнего времени занимал пост зампреда комитета по бюджету и налогам. Напомним, что основным мотивом по которому Попов был подвергнут партийному наказанию «Единой России» стала его резкая критика экономической политики региона. Несмотря на это, и сейчас в разговоре с «ФедералПресс» выражения народный избранник не выбирает. «Ситуация непростая. По той информации, что у нас есть, недовыполнение уже заметное. Бюджет тяжелый, а в последующие годы будет еще тяжелее, поскольку поменяли в этом году дешевые бюджетные кредиты на коммерческие, – сообщает Попов. – Не случайно инвесторы сюда осторожно идут, мы скатываемся по объему инвестиций. Я поэтому призываю исполнительную власть к диалогу. С приглашением СМИ или без – это уже на их усмотрение, но садиться разговаривать нужно, ситуации тяжелейшая. Речь идет о выживании области. Пока не видно программы, как из этого выбраться. Но меня не слышат или делают вид, что не слышат». Отметим, что из-за невыполнения соглашения с Минфином в текущем году регион вернул федеральному бюджету 13,7 млрд рублей бюджетных кредитов (взяты в 2014–15 годы), заместив их коммерческими заимствованиями. Только для того, что обслуживать эти займы, вместе с ранее накопленными долгами, в 2018 году области придется потратить 7,9 млрд рублей, а в 2020 и вовсе без малого 20 млрд. При этом уже сейчас госдолг Волгоградской области равен 53,2 млрд рублей. За 2016 год он вырос больше чем на 11 %, а вот в текущем общую планку задолженности удалось немного снизить – на 1 января долг бюджета достигал 53,4 млрд. Отношение госдолга Волгоградской области к уровню собственных доходов сейчас составляет 90,5 %, что по критериям Минфина РФ (свыше 90 %) является критической отметкой. Исполнение бюджета текущего года, особенно в части доходов, дает основания опасаться увеличения долга. Напомним, как ранее сообщал «ФедералПресс», по итогам 2016 года скорректированный региональный бюджет недобрал 1,5 % доходов (а консолидированный – 2,9%), а за первые четыре месяца текущего существенно просел по налоговым поступлениям. Кроме того, контрольно-счетная палата (КСП) региона обнародовала отчет по исполнению бюджета области за первое полугодие 2017 года. Из документа следует, что к концу года возможно неисполнение заложенных параметров почти на 4,5 млрд рублей. Всего в консолидированный бюджет в первом полугодии поступило 46,88 млрд рублей, 43,0 % от годовых прогнозных назначений (+1 % к аналогичному показателю 2016 года). Вместе с тем, налоговых доходов получено 33,96 млрд рублей, что на 1,071 млрд (3,1 %) меньше соответствующего показателя 2016 года. Неналоговых доходов собрано и вовсе на 9 % меньше, чем в первом полугодии 2016-го. Выросли только безвозмездные поступления из федеральной казны – почти на 1,8 млрд рублей. В выводах отчета КСП указывает риски недопоступления по итогам года более чем на 4,4 млрд рублей, а именно: по налогу на прибыль «недостача» может составить 1,9 млрд рублей, по НДФЛ на 300 млн рублей, по акцизам на пиво – 1,1 млрд, а по штрафам и санкциям еще около 1 млрд рублей. Будем продавать? Не исключено, что снижение доходов и грядущий неминуемый рост расходов вынудит областные власти вернуться к приватизации последней ликвидной собственности, оставшейся у региональной казны. По мнению политических оппонентов, первый шаг к этому уже сделан. Так, на заседании областной думы 14 сентября депутаты не без споров, но поддержали предложение областных властей о реорганизации трех госпредприятий в акционерные общества. Речь идет о крупнейшей сети аптек ГУП «Волгафарм», тепличном хозяйстве ГУП «Заря», а также ГУП «Волгоградвзрывпром», занимающемся демонтажем зданий и имеющем филиалы в четырех соседних регионах. Напомним, что остановка процесса приватизации «Зари» и «Волгафарма» было первым решением губернатора Андрея Бочарова, после его назначения Владимиром Путиным в апреле 2014 года. Тогда этот шаг был активно поддержан общественным мнением. Сейчас, объясняют власти, форму организации собственности нужно сменить из-за корректив в федеральном законодательстве, по которым с этого года ГУПы обязаны проводить закупки по ФЗ-44, что существенно снизило их рентабельность. Это подтверждают руководители и специалисты самих предприятий. Отметим, что ранее все три акционируемых ГУПа имели хорошие экономические показатели. Так, чистая прибыль «Волгофарм» выросла с 53 млн рублей в 2013 году до 130 млн в 2015 году, а выручка в 2015-м превысила 5,5 млрд рублей. Кроме того, в настоявшее время ГУП «Волгафарм» находится в состоянии реорганизации путем присоединения к нему других юридических лиц. Это бывшие муниципальные аптеки Волгограда и ряда райцентров области, которые ранее были выведены из подчинения муниципалитетов и реформированы в ГУПы, которые затем присоединяются к «Волгафарму». Ну а «Заря» в 2015 году получила 98 млн рублей чистой прибыли, а «Волгоградвзрывпром» – 11 млн. Депутат облдумы от КПРФ Михаил Таранцов говорит: «Пока, конечно, не можем утверждать однозначно о продаже. Но мое личное убеждение, что акционирование не затевали бы, если не стояла бы задача приватизировать». «Причем это делают на фоне откровенного вранья областных руководителей, – добавляет Тарнцов. – 7 июня вступил в силу новый федеральный закон № 108, по которому аптечные ГУПы, что называется, могут жить в старой системе координат, в случае, если они не работают непосредственно с бюджетными средствами. Насколько мне известно, аналоги «Волгафарма» в других регионах выдохнули с помощью этого закона, а нам почему-то уверяют, что это не основание». Добавим, что при утверждении бюджета 2014 года областные власти заявляли, что продажа 75 % акций «Волгафарма» и «Зари» (25 % +1 акция было решено оставить у государства) принесут казне как минимум 2 млрд рублей. Сейчас, поскольку администрация предположения о приватизации опровергает, никаких цифр не называется. Балансовая стоимость «Волгафарма», например, около 365 млн, по оценкам участников отрасли, при конкретных торгах актив может быть оценен как минимум в 10 раз дороже. Отметим также, что по данным от источников «ФедералПресс» в системе образования, наметились сложности с текущим финансированием некоторых направлений в этой сфере. Кроме того, директоров школ предупредили о возможном сокращении нормативов подушевого финансирования на одного учащегося в 2018 году примерно на 20 %. Первый вариант проекта областного бюджета на 2018 и плановый период 2019-2020 годов поступит в облдуму в начале октября. Фото пресс-службы волгоградской областной думы

«Это вопрос выживания». Волгоградская область выжимает последнее из бюджета
© РИА "ФедералПресс"