Кабмин РФ утвердил рост авиаэкспорта до $7,7 млрд
Правительство РФ утвердило стратегию развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности: поставки авиатехники вырастут с $425 млн в 2017 г. до $7,7 млрд к 2025 г., а финподдержка - утроится.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии, которая предусматривает расширение действующих мер поддержки отрасли самолетостроения на новые типы воздушных судов: вырастет финансирование и расширятся инструменты.
Дополнительно для стимулирования продаж воздушных судов нового типа совместно с российскими и зарубежными лизинговыми компаниями, будет создана специализированная лизинговая платформа - центра компетенций по авиационному лизингу, выполняющей следующие функции по повышению конкурентоспособности:
- передача воздушных судов иностранным авиакомпаниям на условиях льготного операционного и финансового лизинга за счет запуска программы субсидирования; - формирование пула зарубежных лизинговых компаний - партнеров, обладающих широкой клиентской сетью, для реализации сделок по продвижению российской авиатехники иностранным эксплуатантам на основе договоров сублизинга, леверидж-лизинга и других;
- привлечение дополнительного финансирования для реализации сделок по передаче российской авиатехники в лизинг за счет доступа партнерских зарубежных лизинговых компаний к финансовым ресурсам на международных рынках капитала;
- 28 участие в развитии системы послепродажного обслуживания, включая создание склада запасных частей и организацию технической поддержки, в том числе за счет получения доступа к услугам, оказываемым партнерскими зарубежными лизинговыми компаниями;
- поиск новых лизингополучателей и ремаркетинг воздушных судов с привлечением ресурсов партнерских зарубежных лизинговых компаний;
- формирование резервного фонда для недопущения дефолта по кредитным соглашениям в случае возврата воздушных судов специальной лизинговой компании до момента погашения предоставленных кредитов;
- управление парком находившихся в эксплуатации воздушных судов после их выхода из залога и погашения выданных на их приобретение кредитов.
В рамках лизинговой платформы в 2018-2025 годах планируется поставить на экспорт 215 гражданских воздушных судов нового типа ("Сухой Суперджет 100" и МС-21) на общую сумму $7,650 млрд.
Для реализации такого механизма планируется создание специализированной лизинговой компании, на базе которой будут консолидированы средства государственной поддержки, заемные средства российских банков, а также кредитные ресурсы, привлекаемые зарубежными лизинговыми компаниями.
Эта комбинация финансовых ресурсов позволит обеспечить привлекательные условия для международных авиакомпаний за счет конкурентного на мировом рынке размера лизинговой ставки, что привлечет широкий круг покупателей, - отмечается в стратегии.
Финансовая господдержка вырастет
Параметры действующей госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" сохраняются: объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 г. по 2019 г. составляет 4,1 млрд руб., а с 2020 г. по 2025 г. - 8,8 млрд руб.
Дополнительно общий объем государственной поддержки (взносы в капитал специализированной лизинговой компании и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях) для обеспечения поставки запланированного количества воздушных судов за 2018 - 2025 гг. должен составить 73,7 млрд руб., в том числе в 2018 - 2020 гг. 23,8 млрд руб.
При этом эффективность использования бюджетных средств по сравнению с действующими мерами поддержки существенно вырастет. Планируемая доля государственной поддержки в стоимости каждого воздушного судна снизится с 56% (по ранее заключенным сделкам с авиакомпанией "СитиДжет") до 25-30%.
Также будет расширена кооперация с международными компаниями при производстве продукции авиастроения, в том числе посредством локализации отдельных компонентов воздушных судов, организации центров передачи воздушных судов в регионах эксплуатации, а также расширения кооперации с предприятиями - провайдерами услуг послепродажного обслуживания коммерческой авиационной техники на крупных зарубежных рынках, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такое расширение кооперации с местными предприятиями позволит увеличить присутствие на соответствующих рынках авиационной техники. Модель расширенной кооперации может быть реализована во взаимоотношениях с китайскими партнерами при создании российско- китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Кроме того, при наличии запроса со стороны организаций отрасли самолетостроения будут изыскиваться возможности для поддержки заключения экспортных сделок на правительственном уровне посредством двусторонних встреч и консультаций, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с иностранными государствами, других схожих механизмов. Для привлечения партнеров предусматриваются формирование зон свободной торговли и заключение межправительственных соглашений.