Почему у нефти, газа и угля пока нет альтернатив

В ближайшие 20 лет главная роль в энергетике будет отведена углеводородам, несмотря на активное возобновляемых источников энергии. Доля угля в мировом энергопотреблении будет сокращаться, а газа — только прирастать. И это при том, что Европа — один из крупнейших газовых региональных рынков — переживает стагнацию по части развития СПГ. К таким выводам пришли участники пленарного заседания на Российской энергетической неделе, на котором выступил президент России Владимир Путин. Почему эра углеводородов продлится ещё долго — в материале RT.

Почему эра углеводородов продлится ещё долго
© ТАСС / Егор Алеев

Активное развитие возобновляемых источников энергии во всём мире начнётся не раньше, чем через 30 лет. Для электромобилей нужен первичный источник, и это даже не нефть, а уголь и мазут. Наиболее эффективное и экологичное топливо — газомоторное. Об этом заявил президент России Владимир Путин во время выступления на пленарном заседании Российской энергетической недели.

Таким образом глава государства кратко прокомментировал оптимистичные прогнозы генерального директора Международного агентства по возобновляемым источникам энергии Аднана Амина. По его оценке, сейчас в мире стоимость использования возобновляемых источников энергии (ВИА) существенно сократилась, во многом за счёт трансформации всей системы электрогенерации. Так, стоимость генерации ветра сократилась на 60% и это, как считает Амин, устойчивая тенденция на ближайшие 10 лет.

«В ближайшие 20 лет главная роль будет отведена углеводородам», — подчеркнул Владимир Путин.

Глава государства также сообщил, что в будущем общая картина новой энергетики изменится. Например, через 20 лет человечество будет потреблять на 30% больше энергии, чем сегодня, когда до 2 млрд людей на планете не имеют к её источникам полноценного доступа. Это повлечёт к формированию новых рынков в странах АТР.

При этом Владимир Путин добавил, что практически все развитые страны взяли курс на развитие возобновляемых источников энергии. «К 2035 доля ВИА в мировом энергобалансе должна вырасти с 15% до 23%. Традиционная энергетика также не будет стоять на месте. Ключевая тенденция — снижение энергоёмкости экономики за счёт массовой цифровизации энергетического комплекса – внедрение умных энергосетей, а также развития чистой энергетики», — пояснил президент. К примеру, более треть генераций в мире сейчас приходится на атомную и гидроэнергетику. Россия к 2035 году планирует снизить энергоёмкость ВВП в полтора раза — за счёт структурной перестройки экономики и привлечения частных инвестиций.

Газовая отрасль сталкивается со сложностями, но у неё большое будущее, утверждает генеральный секретарь Форума стран — экспортёров газа Сейед Адели.

«Газ становится более конкурентоспособным видом топлива, роль СПГ растёт. Доля газа в энергобалансе мира возрастёт с 22% до более чем 26%. В ближайшие 25 лет ВИА не будет занимать значительную долю энергобаланса, рост будет на уровне максимум 19% и, более того, будет способствовать распространению роста природного газа, поскольку эти источники энергии нуждаются в резервном виде топлива», — выразил Адели солидарность с Путиным по вопросу мировой энергетической политики.

Владимир Путин также добавил, что сейчас в Европе наблюдается стагнация на рынке газа по причине низкой загрузка СПГ-терминалов. «Это говорит о том, СПГ уступает трубопроводному газу. Постепенно это всё будет меняться», — полагает президент.

Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо предложил регулировать рынок газа для его балансировки по принципу регулирования рынка нефти. Он напомнил, что соглашение по сокращению уровня добычи нефти в странах ОПЕК и ряда неучастников картеля привело к восстановлению равновесия в нефтяной отрасли.

«Для начала рынок газа должен стать глобальным, а не региональным как сейчас, чтобы его регулировать по примеру рынка нефти», — резюмировал Путин.

По оценке крупнейших игроков энергетической отрасли, доля угля, нефти и газа в мировом энергобалансе сейчас составляет 80%, в будущем она сократится лишь до 70%. При этом доля газа будет прирастать, а угля — сокращаться. Поэтому, потребность в углеводородах будет востребована ещё на протяжении десятилетий.