Китайские скорости оказались дороговаты

ОАО РЖД не принимает условия кредита China Development Bank на ВСМ Москва—Казань ОАО РЖД не устраивают условия долгового финансирования высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань, предложенные Китаем. По мнению первого вице-президента холдинга Александра Мишарина, курирующего этот проект, ставка LIBOR + 4% для инфраструктурного проекта слишком велика, и пока ОАО РЖД с ней не соглашается. ОАО РЖД пока не принимает условия кредита на ВСМ Москва—Казань, предложенные China Development Bank. Об этом сегодня сообщил журналистам первый вице-президент монополии Александр Мишарин. В мае 2016 года Китай подтвердил готовность выступить инвестором в этом проекте, внеся 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы ВСМ (Москва—Нижний Новгород), $1 млрд — второй фазы (Нижний Новгород—Казань), а также предоставив долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank (CDB). В мае текущего года господин Мишарин уточнял, что текущие договоренности предусматривают предоставление 400 млрд руб. на 20 лет под 4% годовых, но Россия просит Китай увеличить объем долга при снижении ставки. В сентябре он же уточнял, что РФ и КНР обсуждают выделение на проект по 500 млрд руб. каждая. Вчера господин Мишарин сообщил журналистам, что ОАО РЖД готово принять предложения китайской стороны не по всем составляющим финансирования. «Китайские коллеги увязывают предложение по новой процентной ставке, новым условиям с подписанием межправительственного соглашения и принятием решения правительства,— цитирует его “Интерфакс”.— Пока ставка, предложенная Китаем, находится на уровне доходности фонда “Шелковый путь” в 4,5%, что для equity на самом деле очень хорошие условия, если не брать во внимание минимальные риски “Шелкового пути”. В этой части предложение вполне приемлемое, и наша финансовая модель его выдерживает. Что касается займа CDB, 20 лет — это очень хороший срок, очень длинные деньги, нас не устраивает пока ставка. LIBOR + 4% — это сегодня для инфраструктурного проекта дорого, и мы пока с ними не согласились». Впрочем, добавляет топ-менеджер, все зависит от того, какие решения примет китайское правительство после подписания межправсоглашения. Альтернативное предложение по инвестированию, исходящее от консорциума «Немецкая инициатива» (объединяет Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании) и предполагающее финансирование в объеме €3,5 млрд, до сих пор актуально, несмотря на слияние железнодорожных активов Siemens и Alstom. По его словам, консорциум уведомил об этом ОАО РЖД. Пред-ТЭО проекта трансконтинентальной ВСМ «Евразия» стоимостью 7,84 трлн руб., частью которой должна стать трасса Москва—Казань и которая должна пройти от Берлина до Урумчи, было доработано и направлено в Минтранс, сообщил господин Мишарин. В течение месяца Минтранс с другими органами исполнительной власти должен представить свое заключение в правительство. По словам господина Мишарина, проект не предполагает субсидий и может быть реализован при минимальной господдержке, например нулевой ставке налога на имущество. Он уточнил, что китайская сторона оценила пассажиропоток по ВСМ «Евразия» еще выше, чем само ОАО РЖД,— в 58 млн человек в год, на 40% выше показателя, заложенного монополией, а грузопоток — на 20%. Наталья Скорлыгина

Китайские скорости оказались дороговаты
© Коммерсант