«Россети» откатывают реформу РАО ЕЭС

Новый руководитель «Россетей» Павел Ливинский продолжает откатывать назад реформу РАО ЕЭС. Вслед за идеей отказаться от дивидендов в холдинге менеджер предложил Дмитрию Медведеву передать сетевому холдингу функции диспетчера Единой энергосистемы (ЕЭС) России. До сих пор «Системный оператор» оставался независимым игроком без собственных коммерческих интересов, и, как считают источники “Ъ”, включение его в «Россети» создает риск манипулирования рынком. Мировая практика неоднозначна: за рубежом существуют как независимые диспетчеры, так и компании, объединяющие управление сетями с диспетчеризацией энергосистемы.

«Россети» предлагают интегрировать АО «Системный оператор» (СО, государственный диспетчер ЕЭС России) в свою структуру, это предложил Дмитрию Медведеву Павел Ливинский, назначенный в сентябре гендиректором холдинга. О письме “Ъ” рассказали источники в отрасли и подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, уточнив, что вопрос направлен в Минэнерго.

Как говорят источники “Ъ”, знакомые с содержанием письма, в нем нет схемы и сроков передачи актива. Господин Ливинский считает, что на базе холдинга можно создавать «единый центр надежности и предоставления системных услуг» и именно отсутствие такой структуры стало одной из причин крупномасштабных аварий в энергосистеме. В письме приводится в пример опыт Италии, Британии и Франции, где функции системного оператора отданы сетям, говорит собеседник “Ъ”. Другой источник “Ъ” сообщил, что предложение не согласовано с Минэнерго (там, в «Россетях», ФАС, «Совете рынка» от комментариев отказались).

Независимый диспетчер, не ведущий коммерческой деятельности,— один из элементов реформы РАО ЕЭС, при которой и был выделен СО. Компанию часто критикуют участники рынка: например, генкомпании против траты дополнительных средств на резерв, надежность ЕЭС и т.п. «Россети» уже пытались поглотить СО: в 2013 году экс-глава «Россетей» Олег Бударгин предлагал это, чтобы повысить экономическую эффективность холдинга. Но «тогда правительство отклонило предложение как нецелесообразное», напоминает источник “Ъ”. Для Павла Ливинского это уже не первая неординарная инициатива, перекраивающая реформу: как писал “Ъ” вчера, глава «Россетей» предложил отказаться от выплаты дивидендов.

Идея о поглощении СО выдвинута на фоне «разбора полетов» по поручению президента РФ, обратившего внимание на ряд энергоаварий в этом году. Между СО, сетями и регуляторами идет заочный спор о их причинах. Так, причиной каскадной аварии на Дальнем Востоке 1 августа, когда было отключено пять ЛЭП, в Минэнерго назвали короткое замыкание (замминистра Андрей Черезов в интервью “Ъ” о причинах аварий говорил об устаревших нормативах и несогласованном оборудовании). Ростехнадзор в отчете упоминал, что СО неправильно задал параметры релейной защиты на сетях Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»). По мнению самого СО, причина — несогласованное функционирование элементов энергосистемы.

В СО знают о письме Павла Ливинского и считают, что передача диспетчерских функций в заинтересованную структуру сделает работу энергосистемы непрозрачной. «Независимый диспетчер — необходимый технологический инструмент органов власти для получения объективной и независимой от интересов участников рынка информации»,— говорят в СО. Передача диспетчерских функций участнику рынка создаст риск принятия решений, ухудшающих работу генкомпаний и потребителей. В «Совете производителей энергии» это не комментировали, в «Сообществе потребителей энергии» считают, что логичнее было бы объединять СО с ФСК.

В СО утверждают, что мировой опыт свидетельствует об обратном — выделении диспетчерского управления в обособленную структуру: в Британии в 2015 году принято решение о создании независимого оператора, во Франции обсуждают выделение этих функций из EdF. Алексей Жихарев из Vygon Consulting говорит, что в мире и Европе практикуется объединение функций управления сетями и диспетчера в TSO (transmission system operator). TSO часто координируют и энергорынки (скандинавским NordPool владеют TSO стран региона).

Источники “Ъ” отмечают, что передача диспетчерских функций «Россетям» может усилить компанию. «Тот, у кого находится рычаг управления энергосистемой, по сути, владеет всей информацией, необходимой для манипулирования рынком, лучше оставить диспетчерские функции у независимого игрока»,— полагает один из них. Алексей Жихарев считает, что при принятии решения о слиянии целесообразно интегрировать функции СО, связанные с управлением энергорынком, в АТС (проводит торги на оптовом рынке), а все, что касается регулирования,— в «Россети». Но интеграция СО в «Россети» противоречит закону: диспетчер должен на 100% контролироваться государством, замечает он (в «Россетях» у РФ 88%).