Войти в почту

Умышленный сговор и долг в 10 млн рублей: почему руководство «ВИМ‐Авиа» подозревают в преднамеренном банкротстве

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании «ВИМ‐Авиа», говорится в пресс-релизе на сайте ведомства. Основанием для возбуждения уголовного дела по статье «Преднамеренное банкротство» стали результаты проверки, проведенной Приволжской транспортной прокуратурой. В период с 2016 по 2017 годы руководство авиаперевозчика специально заключало невыгодные сделки и выводило активы на заграничные оффшоры дочерних организаций, утверждают представители СК. В ряде договоров, заключенных ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» с иностранными компаниями, не указывалась точная цена сделок, в результате чего выплаченные авиакомпанией суммы многократно увеличивались. Договоры влекли огромные финансовые затраты и заведомо приводили к неспособности юридического лица в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам — СК РФ. В результате непродуманной бизнес-стратегии «ВИМ-Авиа» была вынуждена брать многомиллиардные кредиты, чтобы отдать долги контрагентам, считают следователи. При этом, по версии следствия, бухгалтерия перевозчика намерено подделывала отчеты, чтобы скрыть факт огромных убытков. Также в отчетности вместо долгов была отражена прибыль, для этого в ней указывали неверные данные о дате принятия затрат на учет. Кроме того, в документах были отражены проводки по выручке от авиаперевозок, которые компания на тот момент еще не совершила, утверждает СК. В конце сентября в отношении компании было возбуждено еще одно дело по статье «Мошенничество». По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, продолжали продавать билеты на рейсы, получив за них свыше одного миллионов рублей. Суммарно долги «ВИМ-Авии» оцениваются от 7 до 10 миллиардов рублей. До полного краха «ВИМ-Авиа» довели не столько денежные махинации руководства, сколько неправильно выбранная бизнес-модель , отметил в разговоре с «360» управляющий Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин. Компания не учитывала те тектонические изменения, которые произошли в отрасли в последние годы, и выбрала для себя несостоятельную бизнес-модель . Снижение числа чартерных перевозок, ухудшение макроэкономической ситуации, запрет на выезд заграницу части россиян и разорение ряда крупных туроператоров негативно повлиял на активы «ВИМ-Авиа» , что привело к ее дефолту — Марат Сафиулин. Бизнес номиналом в 160 млн долларов: сколько может стоить авиапарк «ВИМ-Авиа» Банкротство по плану Преднамеренное банкротство означает, что руководство компании принимало заведомо ложные решения по организации бизнеса, рассказал редакции «360» адвокат, специалист в области банкротства юридических и физических лиц Максим Столяров. По сути, акционеры предпринимают действия, которые направлены на создание финансовой несостоятельности компании. В этот пакет мер обычно входит вывод активов, заключение невыгодных сделок и уклонение от выплаты дивидендов кредиторам — Максим Столяров. Эксперт отметил, что наказание за «спланированное» банкротство предусматривает штрафы до 600 тысяч рублей, а также лишение свободы до шести лет. Если у компании-банкрота нет средств для погашения задолженности, то по решению суда деньги кредиторам должно будет вернуть руководство организации. В России резонансные дела по фиктивному банкротству совпали с началом мирового финансового кризиса. Так, в 2011 году компания по продаже техники «Техносила» задолжала свои кредиторам более 11 миллиардов долларов, отказывалась выплачивать долги и объявила себя банкротом. В ответ кредиторы подали в суд на руководство организации, обвиняя их в преднамеренном банкротстве. Тогда «Техносиле» удалось доказать суду, что банкротство компании стало стечением обстоятельств, а не преднамеренным сговором. В данный момент в умышленном банкротстве следственный комитет России подозревает интернет-ретейлера «Юлмарт». В основе уголовного дела лежит история с кредитом от Сбербанка, предоставленным «Юлмарту» в 2016 году. Согласно материалам дела, для заключения договора на сумму один миллиард рублей «Юлмарт» представил в банк заведомо ложные сведения о финансовом состоянии компании, а затем, получив кредит, перестал его обслуживать. Дело пока находится на рассмотрении у СК РФ, а стороны обвинения собирают доказательства. Доказать сам факт фиктивного банкротства сложно, поскольку российские правоохранительные органы еще пока не выработали соответствующую методологию, объясняет Столяров. «Доказательствами в пользу преднамеренного банкротства служат факты вывода имущества, переводы средств в офшоры, а также фиктивное раздутие задолженности перед кредиторами», — отметил Столяров.