Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Нефть ищет путь в Китай

собирается в следующем году нарастить поставки нефти в Китай на 10 млн тонн за счет долгосрочного контракта с China Energy (CEFC), которая к концу года станет новым акционером российской нефтекомпании. Неясно, как именно удастся поставить эти объемы: все трубопроводы загружены, и компании, видимо, придется либо сокращать продажи свободной нефти в порту Козьмино, либо использовать железнодорожный маршрут через Монголию.
«Роснефть» хочет нарастить поставки в Китай
Фото: КоммерсантъКоммерсантъ
«Роснефть» и CEFC вчера раскрыли объемы своего долгосрочного контракта на поставку нефти китайской компании. «Роснефть» в течение пяти лет будет поставлять в Китай дополнительно к прежним объемам 10 млн тонн нефти в год, отметил глава нефтекомпании . В 2018 году «Роснефть» в целом экспортирует в КНР 50 млн тонн. Контракт был подписан в сентябре (его параметры не раскрываются) — незадолго до того, как было объявлено о приобретении CEFC 14,2% акций «Роснефти» у катарского фонда QIA и швейцарского трейдера Glencore. Эта сделка размером в 3,9 млрд плюс $4,58 млрд в виде эквивалента в другой валюте должна быть закрыта до конца года. Предполагается, что промежуточное частичное финансирование CEFC получит от , затем кредит от российского банка должен быть рефинансирован государственным China Development Bank (СDB).
Остается не вполне ясным, как именно «Роснефть» собирается поставить дополнительные объемы в Китай, а также откуда компания возьмет эти объемы. Игорь Сечин вчера заявил, что компания будет «поставлять всеми возможными маршрутами, имеющими свободные мощности. На этом этапе объем нам понятен, мы ведем работу с , с другими транспортными компаниями» (цитата по «Интерфаксу»). Сейчас трубопроводные мощности в Китай почти полностью выбраны: «Роснефть» в 2018 году поставит 28,3 млн тонн по нефтепроводу Сковородино—Мохэ (отвод от ВСТО) из общей мощности 30 млн тонн, а также полностью загрузит возможности транзита в Китай через Казахстан (10 млн тонн). В «Транснефти» вчера не стали комментировать переговоры с «Роснефтью» о дополнительных поставках.
По мнению собеседников “Ъ” на рынке, у «Роснефти» есть две возможности: обеспечить поставки CEFC за счет «свободных объемов» в порту Козьмино, которые сейчас реализуются на тендерах (10 млн тонн) либо использовать возможность перевалки нефти на станции Мегет и дальнейшей транспортировки по железной дороге через Монголию (до 8 млн тонн). Однако сокращение продаж в Козьмино может негативно повлиять на стоимость сорта нефти ВСТО из-за уменьшения ликвидности, что автоматически повлияет на цену нефти, поставляемой по Сковородино—Мохэ (определяется по формуле с привязкой к котировке в Козьмино). А маршрут через Мегет, отмечают источники “Ъ”, значительно дороже трубопроводных поставок. В “Ъ” заявили лишь, что «готовы рассматривать все предложения по привлечению дополнительных объемов грузов на железную дорогу».
из Investment Research напоминает,: «Роснефть» хочет позиционировать себя как глобального трейдера, возможны сделки, например, со странами Ближнего Востока для поставок в Китай. Он также отмечает, что в этом году «Роснефть» намерена увеличить добычу на 2%, что теоретически дает возможность роста поставок в Китай. Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что «Роснефть» может снять часть объемов с западного направления, сократив отгрузки в Приморске. По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, «Роснефть» может закупить нефть у других компаний, и, несмотря на то что этот вряд ли принесет прибыль, это позволит «Роснефти» получить предоплату, зафиксировать определенную рыночную нишу, а также приобрести возможность будущих контрактов. Вчера Игорь Сечин отметил: «Мы будем готовить дополнительный контракт — более долгосрочный, с CEFC, который закрепит наши позиции на китайском рынке». «Роснефть» рассматривает сотрудничество с CEFC в разных областях, включая газовый бизнес и добычные проекты, напомнил он. Сейчас основным партнером «Роснефти» в Китае является государственная CNPC.