Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Удмуртия укрощает госдолг

В случае неисполнения договора с республике придется вернуть 15 млрд рублей кредитов

Удмуртия укрощает госдолг
Фото: Коммерсантъ в ИжевскеКоммерсантъ в Ижевске

В госсовете Удмуртии рассмотрели правки в бюджет на 2017 год. Изменения вносятся с целью приведения госдолга республики в соответствие с соглашением, подписанным с Минфином, по которому он на 1 января 2018 года не должен превышать 95% от налоговых и неналоговых доходов. Однако у представителей государственного контрольного комитета Удмуртии возникли вопросы в части реалистичности заявленных региональным минфином планов. Наблюдатели обратили внимание на снижение поступлений доходов в этом году, а также высказали сомнение по источникам погашения дефицита бюджета. Однако и.о. вице-премьера республики Анатолий Строков напомнил о вновь появившемся риске возврата в федеральный центр 15 млрд руб. бюджетных кредитов и призвал поддержать предложенные изменения.

Видео дня

24 октября на заседании комиссии по бюджету, налогам и финансам в государственном совете Удмуртии рассматривались изменения в республиканский бюджет на 2017 год. И.о. министра финансов Станислав Евдокимов объяснил их необходимостью приведения бюджета и госдолга республики в соответствие с показателями соглашения, подписанного с Минфином РФ. Господин Евдокимов напомнил о ситуации с перекредитованностью, сложившейся в начале 2017 года. Из-за нарушения соглашения с Минфином федеральный центр внепланово обязал вернуть Удмуртию 14,6 млрд руб., полученные в 2016 году. В этом году регион снова вошел в реструктуризацию госдолга. «В июне мы 15,1 млрд руб. получили обратно. В связи с этим надо привести бюджет в соответствие требованиями закона», — добавил докладчик.

Об условиях соглашения

По условиям соглашения с Минфином РФ госдолг Удмуртии на 1 января 2018 года не должен превышать 95% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, а рыночные заимствования не должны превышать 60%. Поэтому утвержденный в действующем бюджете размер госдолга в 52,369 млрд руб. планируется уменьшить на 2,529 млрд руб. С учетом изменений предельный размер госдолга составит 49,84 млрд руб. По данным регионального минфина, на 1 октября 2017 года госдолг Удмуртии составляет 51,42 млрд руб. В структуре долга 35,21% (18,1 млрд руб.) составляют коммерческие кредиты, 45,1% — бюджетные кредиты (23,159 млрд руб.), государственные ценные бумаги — 19,7% (10,15 млрд руб.).

Представитель минфина рассказал, что на 1 августа 2017 года оценка дефицита составляла 5,15 млрд руб. К принятому в бюджете дефициту добавились падение и невозврат по налогам порядка 500 млн руб., а также 500 млн руб., необходимых для повышения зарплаты в связи ростом подохода от трудовой деятельности. Станислав Евдокимов добавил, что в течение сентября властями региона предпринимались действия по снижению показателя. «На конец сентября мы имеем 2,644 млрд руб. непокрытых расходов. Наша задача дальше провести оптимизационные мероприятия», — добавил господин Евдокимов. В связи с этим расходная часть бюджета претерпит значительные изменения из-за увеличения МРОТ до 7 800 руб., которая бюджету Удмуртии обойдется в 500 млн руб. Из-за сложившейся ситуации республике предстоит сокращать расходы на 3,5 млрд рублей. Так, планируется сократить затраты четырех министерств на 1,2 млрд руб., увеличить «прокрутку» (многократное использование одних и тех же финансовых ресурсов при покрытии, обеспечении различных хозяйственных операций, часто остающихся лишь на бумаге.-Ъ) налога на имущества муниципальных организаций на предстоящий и последующие годы. С учетом предложенных поправок бюджет будет выглядеть следующим образом: доходы составят 64,67 млрд руб., расходы — 66,93 млрд руб., дефицит — 2,26 млрд руб. «Таким образом, мы полностью вписываемся в соглашение, подписанное с Минфином. Нам дают право дальше за 2,5 месяца отработать возможность привлечения бюджетных кредитов. Я прошу данный законопроект поддержать», —сказал Станислав Евдокимов.

Однако у представителей государственного контрольного комитета Удмуртии (ГКК) возникли вопросы по поводу реалистичности заявленных планов. Заместитель председателя ГКК сообщила, что в регионе зафиксировано низкое исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета по итогам 2017 года. «К сожалению, в пояснительной записке минфина не были представлены расчеты по прогнозным показателям. Если же ежеквартально считать, то за девять месяцев 2017 года поступление налоговых и неналоговых доходов составило 71% из 100% возможных. Как минфин ответит на этот вопрос?», — добавила госпожа Калинина. Согласно информации об исполнении доходов бюджета Удмуртии, плановый показатель налоговых доходов Удмуртии в 2017 году принят на уровне 52, 55 млрд руб., а с января по сентябрь 2017 года поступило всего лишь 37,57 млрд руб. Станислав Евдокимов отметил, что риск неисполнения, действительно, есть, поэтому ведомство и закладывает в качестве мер по росту доходной базы «прокрутку» налога на имущество. Однако в контрольном комитете заметили, что в настоящее время у некоторых муниципальных образований выросла переплата по налогу на имущество. «Мы регулярно проверяем. Эта «прокрутка» уже в течение ряда лет осуществляется. В частности, в Можге в 2016 году по сравнению с 2015 годом дебиторка переплаты по налогу на имущество увеличилась на 1 млн руб. и на 1 января 2017 года составила почти 15 млн руб.», — сообщила Светлана Калинина. С учетом предложенных минфином мер, по мнению представителя ГКК, показатель продолжит расти.

Сомнению подверглись и источники погашения дефицита бюджета. Как отметила Светлана Калинина, по кредитам банков предлагается план получения в объеме 55 млрд руб., а погашение в размере 62,5 млрд руб. Исполнение получения кредитов за девять месяцев составило 25 млрд руб., а погашение 27 млрд руб., то есть за оставшийся квартал потребуется сумма в два раза выше, чем за девять месяцев. «Насколько реалистичны источники погашения дефицита бюджета при том, что мы сопоставили с результатами за девять месяцев текущего года, у нас тоже есть вопросы», — добавила зампред контрольного комитета.

Однако и.о. вице-премьера Удмуртии Анатолий Строков заметил, что были сделаны серьезные усилия по приведению бюджета к норме. «У нас на сегодняшний день ситуация катастрофическая. Все, что показано – это реальность. Я так понимаю, что в прошлом году в госсовет был представлен сбалансированный бюджет. Результатом работы стал дефицит в 6 млрд руб., который мы не можем профинансировать. Наполовину мы сделали усилия с июля по сентябрь, у нас остается еще половина», — заметил господин Строков. Вице-спикер правительства напомнил о риске возврата в федеральный центр 15 млрд руб. бюджетных кредитов и призвал поддержать предложенный вариант бюджета. «Денег брать мы не можем больше. Как только копейку лишнюю возьмем, мы тут же должны 15 млрд руб. отдать. Это огромнейший риск для республики, поэтому мы обнулили все расходы с содержанием учреждений, с капиталовложениями. Нам надо смотреть на каждую позицию. Я призываю поддержать тот вариант, который есть», — резюмировал господин Строков. По итогам заседания комиссии было решено, что соответствующие правки в закон буду внесены в повестку сессии республиканского парламента.