Войти в почту

«Транснефть» собирает активы Gunvor

«Транснефть» вслед за мазутным терминалом в Новороссийске покупает долю еще в одном активе Gunvor — нефтепродуктовом терминале в Усть-Луге. Блокпакет продает Андрей Бокарев, который сам получил 74% терминала от Gunvor в 2015 году. Стоимость сделки, исходя из оценок 2015 года, может составить около 30 млрд руб.

«Транснефть» покупает блокпакет в терминале в Усть-Луге
© Коммерсантъ

ФАС одобрила ходатайство ООО «Транснефть-Балтика» о покупке 25% плюс 1 акции компании АО «Усть-Луга Ойл». Ей принадлежит терминал в порту Усть-Луга (Ленинградская область) по перевалке нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры. В ФАС не раскрывают, кто является продавцом акций «Усть-Луга Ойл». Контролирует терминал компания бизнесмена Андрея Бокарева ООО «Толинг», которой принадлежит 74%, остальная доля у трейдера Gunvor.

Терминал был построен под перевалку нефтепродуктов, чтобы заменить мощности в портах Прибалтики. Его мощность — 30 млн тонн в год, в том числе 19 млн тонн мазута и 11 млн тонн светлых нефтепродуктов и газового конденсата. Перевалка в 2016 году — 28,4 млн тонн, выручка выросла на 9,5%, до 23,76 млрд руб., чистая прибыль — в 4,8 раза, до 18,3 млрд руб.

Строительством терминала сначала занимался Gunvor, вложив около $1 млрд. В марте 2014 года, за день до введения против него западных санкций, совладелец Gunvor Геннадий Тимченко продал долю в трейдере партнеру Торбьорну Торнквисту, после чего Gunvor объявил о распродаже российских активов. В результате в 2015 году структуры Андрей Бокарева купили у Gunvor 30% в угольной «Колмар», а затем 74% терминала в Усть-Луге (трейдер остался миноритарием). В феврале 2016 года Gunvor продал 50% мазутного терминала в Новороссийске «Транснефти» за $159 млн, то есть текущая сделка – уже второй актив трейдера, отходящий госкомпании.

Тем не менее, полностью из терминала в Усть-Луге Gunvor не выходит: там заявили, что не собираются продавать свой пакет. По данным “Ъ”, свою долю сокращает Андрей Бокарев (получить комментарии его представителей не удалось). Источники на рынке считают, что сделка пройдет примерно по цене 2015 года. Тогда актив оценивался в 100 млрд руб., то есть сейчас «Транснефть» может заплатить 25–30 млрд руб.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин пояснил “Ъ”, что монополия давно была готова купить пакет в терминале, но он не продавался. В компании считают сделку важной для более тесной координации работы с терминалом, ведь по завершению модернизации российских НПЗ «на рынке появится около 40 млн тонн дизельного топлива и “Транснефти” придется заниматься вопросом экспорта значительной части этих объемов». По мнению господина Демина, блокпакета достаточно, чтобы «к мнению “Транснефти” прислушивались». В то же время, «сделка пока находится на начальном этапе и может еще не состояться».

По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, вхождение «Транснефти» в капитал «Усть-Луга Ойл» почти не отразится ни на работе терминала, ни на показателях самой компании с учетом того, что между ними нет никакой синергии. Он отмечает также, что резкого увеличения экспортных объемов дизельного топлива может не произойти, так как модернизация НПЗ затягивается.