Лицензия на полеты "ВИМ-Авиа" приостановлена и может быть аннулирована

Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", дающий компании-перевозчику право на выполнение полетов. Как заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, документ может быть как восстановлен, так и аннулирован.

В конце сентября, после серии задержек рейсов в российских и зарубежных аэропортах, авиакомпания "ВИМ-Авиа" заявила о прекращении полетов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подчеркивал, что авиакомпанию ждет банкротство, если в ближайшее время для нее не найдется инвестор. В настоящее время Следственный комитет России расследует уголовное дело о преднамеренном банкротстве "ВИМ-Авиа".

"По моей информации, он (сертификат эксплуатанта "ВИМ- Авиа" - прим. ред.) действительно приостановлен", - сказал Соколов. При этом источник ТАСС ранее сообщал, что сертификат приостановлен с 27 октября.

Сертификат эксплуатанта авиакомпании может быть ограничен (то есть полеты разрешены до определенной даты) или приостановлен (обычно это означает, что у компании есть трудности, но с ними еще можно справиться и продолжить полеты). Если же проблемы перевозчика критические и у него нет возможности их исправить и продолжать безопасно выполнять полеты, сертификат аннулируется и восстановлению не подлежит.

Найдется ли инвестор

Сейчас "ВИМ-Авиа" ищет инвестора для возобновления деятельности. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял о трех потенциальных инвесторах, но не называл их имен. Имена двух претендентов уже стали известны СМИ: по информации РБК, одним из претендентов является бывший управляющий инвестфондом TPG Aurora Борис Карлов.

Издание отмечало, что именно Карлов стоял за идеей возобновить деятельность "Трансаэро". Также стало известно, что интерес проявляет бизнесмен Александр Лебедев - бывший акционер "Аэрофлота" и бывший владелец авиакомпании Red Wings.

До конца прошлой недели "ВИМ-Авиа" возглавлял Александр Бурдин, руководивший до этого банкротящейся "Трансаэро". Однако 26 октября на официальном сайте авиакомпании появилось сообщение, что гендиректором "ВИМ-Авиа" стал Вячеслав Кононеко, занимавший до этого должность первого заместителя генерального директора по операционной деятельности "Трансаэро".

Кандидатура Карлова сейчас выглядит наиболее вероятной. По данным источника ТАСС, компания Aurora Investments Карлова совместно с "Ренессанс Капиталом" и банками- кредиторами предложили Минтрансу план выхода "ВИМ-Авиа" из кризисной ситуации. Минтранс получение плана подтвердил.

Минтранс поручил Росавиации рассмотреть предложения по оздоровлению авиакомпании и предоставить свою позицию в Минтранс и правительство РФ, отметил Соколов.

План Карлова

Источник ТАСС в руководстве "ВИМ-Авиа" говорил, что план по оздоровлению "ВИМ-Авиа" подразумевает сокращение флота с 21 самолета до девяти (три Boeing 757-200, один Boeing 777-200 и два Airbus A319). Также подразумевается, что для регулярных перелетов будут выбраны три основных направления: Дальний Восток, Китай и страны Средней Азии. Процент занятости кресел увеличится с 69% до 72% к 2020 году, а средний налет в сутки в зависимости от типа самолета составит от 7 до 11 часов.

Сейчас 1% "ВИМ-Авиа" принадлежит Рашиду Мурсекаеву, 99% - у его жены Светланы. Небольшая доля в 5% из доли Светланы заложена банку "Зенит", сообщали источники ТАСС.

В пресс-службе авиакомпании отказались комментировать, приобрел ли уже Карлов долю в "ВИМ-Авиа".

Среди кредиторов "ВИМ-Авиа" - Абсолют банк, банк "Образование", Транскапиталбанк, "Ноосфера", "Держава" и другие. Общий долг "ВИМ-Авиа" на данный момент оценивается более чем в 10 млрд рублей.

Как перевозили пассажиров "ВИМ-Авиа"

В конце сентября ситуация с пассажирами "ВИМ-Авиа", которые не смогли вернуться домой (а таких было несколько тысяч), обсуждалась на заседании правительства с президентом Владимиром Путиным. Тогда глава государства объявил министру транспорта о неполном служебном соответствии.

Соколов возглавил штаб по разрешению кризиса, в который были привлечены другие авиакомпании, а также туроператоры. Штаб должен был контролировать процесс возвращения туристов домой и возврата авиабилетов.

В первую очередь все рейсы "ВИМ-Авиа" были перенесены из Домодедово во Внуково, который, по словам председателя совета директоров аэропорта Виталия Ванцева, согласился обслуживать авиакомпанию бесплатно.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выделил Росавиации из бюджета 98 млн рублей на обеспечение комплексного обслуживания воздушных судов авиакомпании "ВИМ-Авиа".

К перевозке пассажиров были привлечены российские и зарубежные авиакомпании. Финансирование перевозок осуществлялось из внебюджетных средств, за счет роялти "Аэрофлота", которые он получает за пролет зарубежных авиакомпаний над транссибирскими маршрутами. По словам руководителя Росавиации Александра Нерадько, на перевозку пассажиров и поддержку "ВИМ-Авиа" было потрачено около 600 млн рублей.

Уже в начале октября Минтранс отчитался, что программа по вывозу пассажиров чартерных и регулярных рейсов "ВИМ-Авиа" в целом завершена. Всего было перевезено более 36 тыс. человек.

Что стало с бывшим менеджментом "ВИМ-Авиа"

Следственный комитет также возбудил уголовное дело по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами "ВИМ-Авиа". Были задержаны гендиректор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Павловская.

Совладельцы "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. Они объявлены в розыск.