Господдержка выходит в тираж

Участники рынка просят вернуть субсидии на дистрибуцию периодики

Господдержка выходит в тираж
© Коммерсант

Для снижения тарифов на распространение прессы «» необходимо выделить около 18 млрд руб. в 2018–2020 годах, полагает Ассоциация распространителей печатной продукции. В пока не обсуждают возврат субсидий на дистрибуцию периодики. Сокращение подписных тиражей в министерстве связали с ростом потребления цифровой информации.

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) попросила правительство дотировать «Почту России» для сдерживания подписных тарифов, следует из письма АРПП председателю правительства от 30 октября. Субсидии в размере 18,54 млрд руб. должны компенсировать потери «Почты России» от снижения тарифов: в 2018 году ассоциация просит выделить 6 млрд руб., в 2019 году — 6,18 млрд руб., а в 2020-м — 6,36 млрд.

Такие субсидии помогут «Почте России» покрывать свои убытки при снижении тарифов на доставку наполовину, поясняет председатель правления АРПП . Субсидирование «Почты России» было отменено в 2014 году, с тех пор тарифы на распространение подписных изданий выросли на 250%. «Сейчас с коммерческой точки зрения “Почта России” логично поднимает цены на доставку, но с социальной точки зрения это катастрофа»,— сетуют в АРПП.

Это не первая попытка АРПП вернуть госдотации: подобные просьбы ассоциация направляет в различные ведомства практически с момента отмены субсидий. Сами субсидии были введены в 2008 году, и тогда же доля подписки в общих тиражах стала расти: в 2007 году она составляла 27%, а в 2013-м — уже 36%, указывали в АРПП.

Пресса по подписке уже стоит дороже, чем в рознице, «хотя это немыслимо, потому что люди подписываются как раз из-за низкой цены», рассуждает господин Оськин. «Таким образом, жители отдаленных регионов с небольшим количеством киосков, по сути, вообще не могут получать прессу»,— констатирует он. При этом Россия остается чуть ли не единственной страной, где не субсидируется подписка: подобные дотации есть и в США, и в Европе, и в азиатских странах.

В указали, что в 2018 году соответствующие субсидии для «Почты России» не предусмотрены. Планированием подобных расходов занимается Минкомсвязь, и ведомство не делало заявку на дотации.

Снижение подписки — это объективный процесс, он связан в том числе с тем, что все больше людей потребляют информацию не в печатном виде, а в цифре, говорит заместитель главы Минкомсвязи . По его словам, в министерстве сейчас не обсуждается возврат субсидий «Почте России» на дистрибуцию периодики: «Если мы говорим о поддержке, то нужно понимать, за чей счет она будет происходить. В бюджете нет 6 млрд руб. на удержание подписной цены — в этой связи мы уже несколько лет не закладываем средства на подобные расходы». При этом, отмечает господин Волин, несмотря на рост подписных тарифов, есть СМИ, у которых подписные тиражи не уменьшаются, но даже растут: все зависит того, интересно ли потребителю конкретное СМИ.

По данным АРПП, после отмены государственного субсидирования доставки прессы подписные тиражи упали более чем на 40%. В среднем за полугодие снижение подписки составляет 5–7%. В 2017 году объем российского рынка периодической печати сократится на 7%, до 76,4 млрд руб. Из них доходы от подписки составят 17,2 млрд руб., снижение к уровню 2016 года оценивается в 5%.

«Дотирование почтовых тарифов — это рутинная процедура для многих стран, в этом нет ничего технологически сложного»,— подтверждает гендиректор «» . Он называет возврат субсидий «Почте России» вполне реальным, «если будет политическое решение президента». Предполагаемый объем дотаций, по его оценке, «это небольшие в масштабах страны средства». У «Комсомольской правды» по подписке сейчас реализуется 15% тиражей, доходы от нее составляют 200–300 млн руб.