В Минобрнауки насчитали многомиллиардные нарушения

АСТАНА, 7 ноя — Sputnik. Счетный комитет выявил многочисленные нарушения в освоении бюджетных средств министерством образования и науки Республики Казахстан. Образовательное ведомство опубликовало ответы по каждой претензии. Отмечается, что Счетный комитет выявил в образовательном ведомстве ряд системных проблем. В 2016 году по сравнению с 2015 годом допущено ухудшение позиции Казахстана в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателям качества системы образования. Не достигнуты целевые индикаторы "Качество системы образования", "Качество школ менеджмента" и "Охват высшим образованием". Неосвоенные миллиарды По итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 16,9 миллиарда тенге, неэффективное использование бюджетных средств – на 43,2 миллиарда тенге и 147 фактов процедурных нарушений на общую сумму 26,7 миллиарда тенге. "Финансовые нарушения в 16 миллиардов тенге касаются всех объектов аудита (МОН, подведомственные организации, местные исполнительные органы). Из данной суммы 10 миллиардов тенге выставлены как нарушения МОН, связанные с проведением инвентаризации оборудования, закупленного до 2015 года по системе e-learning. Остальная сумма приходится на местные исполнительные органы", — говорится в сообщении Минобра. Из суммы неэффективного использования бюджетных средств (43 миллиарда тенге) на МОН приходится 37 миллиардов тенге. Из них 31 миллиард тенге касается системы e-learning. "Вместе с тем, надо отметить, что работа в рамках проекта электронное образование в целом оценена положительно. До 2015 года произведен закуп оборудования на сумму 27 миллиардов тенге. Два миллиарда тенге потрачено на создание Национальной образовательной базы данных (НОБД) и Системы управления обучением ЛМС. НОБД мы используется и развивается дальше. НОБД является единственным инструментом ведения статистической отчетности в области образования по всей стране", — отметили в ведомстве. Каждому региону – специалисты не по потребностям Аудиторы пришли к выводам, что по итогам минувшего года не достигнуты показатели в части уменьшения числа смен в школах. Минобр размещает госзаказ на подготовку специалистов без учета потребностей регионов. Уровень трудоустройства выпускников всех уровней учебных заведений остается низким, заявили в Счетном комитете. В ответ в Минобразования заявили, что прогнозированием потребности в кадрах занимается министерство труда, а они лишь используют предоставленные данные. Слишком дорогие колледжи Затем в Счетном комитете указали на приостановку строительства межрегиональных профессиональных центров в Усть-Каменогорске, Экибастузе и Шымкенте в 2013 году, с 2015 года – колледжей мирового уровня в Астане и Алматы. Касательно этого в Минобре объяснили, что объекты переданы под социальные нужды акиматам, а позиция МОН – "все эти проекты высокозатратные, в их строительстве необходимости нет". Трехсменка в школах Говоря о ситуации с переполненными школами в Счетном комитете отметили, что Минобр не достиг запланированных показателей в части уменьшения числа учебных заведений, где школьники вынуждены учиться в три смены. В Минобрнауки заверили, что трехсменное обучение будет ликвидировано в 156 школах в этом учебном году. При этом в свое оправдание отметили, что на ситуацию влияют демографический рост и устаревание школ. Также в образовательном ведомстве ответили Счетному комитету, что ответственность за неэффективное освоение бюджетных средств лежит не только на них, но и на акиматах. К примеру, в 2016 году из запланированных восьми школ введены в эксплуатацию только четыре объекта на общую сумму 929 миллионов тенге. Вместе с тем, заявки на финансирование объектов поступают из акиматов регионов, государственные закупки также проводятся на местах. "Министерство является администратором программы и ответственно лишь за своевременное перечисление средств", — подчеркнули в ведомстве. Кроме того, по данным надзорного ведомства, АО "Информационно-аналитический центр" в 2016 году не выполнил должным образом свои обязательства по выполнению государственного задания "Изучение мирового опыта по внедрению трехъязычия и разработка методологии изучения языков" на сумму 10,4 миллиона тенге. Управлениями строительства и образования Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областей и Астаны, Алматы, отделом строительства Шымкента и Сайрамского района не обеспечена достоверность подтверждения поставки товаров, выполненных работ на общую сумму 208,6 миллиона тенге. В ответ на это в МОН ответили, что ответственность в части оплаты за невыполненные работы относится к отделу строительства Сайрамского района Южно-Казахстанской области, и в части заключения договора по организации питания студентов Казахского государственного женского педагогического университета без применения конкурсных процедур – на руководстве вуза. В итоге Счетный комитет заявил, что в результате госпроверки восстановлено и возмещено 5,9 миллиарда тенге, в том числе в доход республиканского бюджета возмещено 285,1 миллиона тенге, по бухгалтерскому учету, посредством выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров восстановлено 5,1 миллиарда тенге. По результатам аудита материалы о нарушениях будут направлены в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В Минобрнауки насчитали многомиллиардные нарушения
© Sputnik Казахстан