Войти в почту

Петербургские коммерсанты перешли на чек-листы

Петербургские предприниматели привыкают к чек-листам. Именно в рамках этих документов вот уже месяц проводят плановые проверки пять федеральных ведомств: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Сама система чек-листов призвана унифицировать требования инспекторов и дать возможность малому бизнесу их узнать заранее.

Петербургские коммерсанты перешли на чек-листы
© Российская Газета

Чек-лист представляет собой список контрольных вопросов. По сути это таблица, которую заполняет инспектор при проверке. Напротив каждой графы он должен проставить, исполнено на предприятии конкретное требование или нет. За пределы перечня ревизоры выходить не имеют права.

Такая методика должна позволить, с одной стороны, избавить предпринимателей от придирок инспекторов, с другой - добиться того, чтобы необходимые требования бизнесмены выполняли.

Эффект неожиданности

Система чек-листов только заработала, однако уже сейчас очевидно, что затронет она далеко не всех предпринимателей, а лишь тех, кого проверяют в плановом порядке. А их меньшинство.

Например, с 20 по 26 октября инспектора Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу посетили 147 компаний и индивидуальных предпринимателей и лишь в 18 случаях речь шла о плановых проверках. По итогам визитов санитарных врачей в 81 компании обнаружили нарушения.

Такая же ситуация в Ленинградской области. Там за первые две недели октября санитарные врачи провели 65 внеплановых проверок и 31 плановую. Нарушения нашли у 59 фирм.

И в принципе, тенденция относительно сентября, когда действовали еще старые правила, не изменилась. За первые две недели сентября у инспекторов было 55 плановых проверок и 74 внеплановых.Число внеплановых выездов преобладает над запланированными и у инспекторов Росприроднадзора. Например, в первом квартале 2017 года департамент Росприроднадзора по СЗФО два раза проводил плановые проверки, а в 83 случаях инспектора приходили на предприятия внепланово.

Это противоречие объясняется просто. Число плановых проверок снижается. Освободить бизнес от излишнего контроля инспекторов призывают власти, добросовестных предпринимателей, которые регулярно отчитываются о своей деятельности, вычеркивают из своих списков сами ведомства. Но с внеплановыми проверками ситуация немного иная.

На предприятия инспектора приходят в случае жалобы или чрезвычайного происшествия. Например, инспектора Роспотребнадзора посещают магазины, если покупатели жалуются на просроченные продукты, приходят в кафе, если там кто-то отравился.

И число внеплановых выездов в ведомствах увеличивается. Правда, как говорят в прокуратуре Петербурга, далеко не всегда у контролирующих ведомств есть реальные основания, чтобы выйти с проверкой. Дело в том, что прежде чем посетить предприятие даже во внеплановом порядке, инспектора должны согласовать свою идею с прокуратурой.

За первые 7 месяцев в прокуратуру поступило 968 таких заявок, в ведомстве одобрили только 633 из них. То есть каждая третья попытка прийти с внеплановой проверкой была признана необоснованной.

- Избыточные проверки бизнеса чаще всего являются следствием недобросовестной конкуренции и незаконного воздействия на бизнес. Мы знаем примеры, когда на одном предприятии в год проводилось около сотни проверок, длившихся не один день. Соответственно, весь год компания занималась не бизнесом, а подготовкой отчетов и объяснений, - говорит сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров.

Внеплановая проверка отличается от плановой не только своей внезапностью. Ее инспектор может проводить по старым правилам, чек-лист ему не требуется.

Что еще за "другие"?

Содержимое чек-листов разрабатывали в самих ведомствах. Список требований к предпринимателям ведомства выложили на своих сайтах. Специалисты Росприроднадзора, например, разработали восемь форм чек-листов для разных групп предприятий.

В каждом - свой перечень контрольных вопросов. Самый длинный список применяется, когда проводятся надзорные мероприятия, связанные с охраной атмо-сферного воздуха. В перечне 114 пунктов.

А в списке требований МЧС к отдельно стоящим предприятиям торговли - 435 пунктов. Чек-лист Роспотребнадзора к предприятиям общественного питания разбит на 10 групп, в каждой из которых по несколько вопросов.

В аналитическом центре при правительстве России внимательно изучают формулировки ведомств. Жалоб от предпринимателей пока не поступало, но, как считают в центре, формулировки должны быть предельно простыми, чтобы могли разобраться даже компании, в штате которых нет юриста.

- Первые чек-листы стали приниматься надзорными ведомствами еще весной. Мы сразу приступили к их изучению, - говорит владелец кофейни Сергей Свиридов. - Многие вещи мне показались странными. Например, у Роспо-требнадзора в чек-листе есть пункт с вопросом, обеспечивается ли предпринимателем ведение ежедневной необходимой документации. Далее идет перечисление: бракеражные журналы, журналы осмотра персонала на заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров, журнала "здоровья" и других. Это слово "других" меня крайне настораживает, ведь когда к нам придет инспектор, он сможет совершенно законно спросить про "другие" журналы, а что под ними подразумевается - в чек-листах не написано.

Листов будет больше

Пять ведомств, которые внедрили проверки по чек-листам, - это только начало. С 1 января большинство контрольно-надзорных органов будут работать по этой системе.

Например, чек-листы введет Росздравнадзор. Но, как полагает руководитель сети медицинских клиник Олег Рукодайный, кардинальных изменений в отрасли не будет.

- По сути чек-листы никак не могут повлиять на качество проверки, ведь удобный порядок не может снять вопросы объективности оценки и исключить предвзятость, а это для бизнеса - самое главное, - полагает Рукодайный.

По словам эксперта, значительные изменения в отрасли грядут в связи с разделением на группы риска, которое вступает в силу с начала следующего года.

- От того, в какую из категорий попадет конкретное ЛПУ, будет зависеть частота проверок. Например, в высокую группу риска, где кратность проверок составляет один раз в год, попадут не более 100 медицинских организаций со всей России. А в категорию низкого риска вошли свыше 80 тысяч клиник, в отношении которых плановые проверки вообще проводиться не будут. Получается, что большая часть учреждений совсем выпадает из-под надзора, - отмечает эксперт.