Роль компаний в борьбе с изменением климата

Крупнейшие компании мира все чаще сами берутся за борьбу с изменением климата, стремясь сократить энергетические затраты, опередить регуляторов или улучшить свою репутацию среди инвесторов и клиентов, сообщает Dow Jones. Так, Apple Inc. установила солнечные панели в новом калифорнийском кампусе. Wal-Mart Stores Inc. смогла снизить потребление энергии ее холодильными установками. Производитель стали Thyssenkrupp AG оптимизировал маршруты автоперевозок. Dell Inc. снизила энергозатраты серверов, а Microsoft Corp. во вторник пообещала сократить выбросы углекислого газа. Согласно опросу некоммерческой платформы CDP, предоставляющей экологическую информацию о компаниях, из чуть более 1000 крупнейших публичных фирм мира, на которые приходится около 12% выбросов парниковых газов, 89% планирует эти выбросы сократить. Как отметила организация, ранее известная как Carbon Disclosure Project, с 2011 года произошло повышение этой доли на 16 п. п. В этом месяце группа экспертов во главе с бывшим мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом и губернатором Калифорнии Джерри Брауном представила документ, согласно которому 1400 компаний обязалось достичь определенных целей по сокращению вредных выбросов. Мировые лидеры на этой неделе встретились в немецком Бонне, чтобы обсудить выполнение Парижского соглашения ООН от 2015 года, направленного на борьбу с изменением климата. При этом руководство компаний и банков отмечает, что в исполнении соглашения ООН, из которого президент США Дональд Трамп пообещал выйти, бизнес сыграет не менее важную роль, чем государства. "Действия частного сектора обернутся спасением или гибелью мира ", – заметил Стивен Теббе, управляющий директор CDP в Европе. Хотя, согласно опросу CDP, многие крупные компании мира поставили перед собой цели по сокращению выбросов, некоторые инвесторы и аналитики, занимающиеся экологией, отмечают, что мало какие из этих целей достаточно высоки и отвечают задаче ООН. Организация стремится к тому, чтобы рост температуры на планете не превышал 2 градуса по Цельсию. ООН на прошлой неделе заявила, что среднемировая температура с января по сентябрь 2017 года была примерно на 1,1 градуса выше, чем в предпромышленную эпоху. Цели ООН, поддерживаемой Институтом мировых природных ресурсов, соответствуют задачи, поставленные лишь 14% компаний из опроса CDP. Правда, еще 30% пообещали ввести такие цели в следующие два года. Некоторые фирмы противятся этой тенденции. Согласно опросу CDP, самое большое число компаний, не поставивших перед собой экологических целей, было зафиксировано в секторе природных ресурсов и финансовом секторе. Некоторые компании, поддерживающие Парижское соглашение, критикуют установившийся подход, говоря, что четкие цели по выбросам не оставляют пространство для маневра и контрпродуктивны. Royal Dutch Shell PLC в этом году отвергла предложение инвесторов о введении обязательных целей, хотя и постаралась развеять их опасения за счет плана расчета премий руководства на основе сокращения выбросов. "Не ждите, что эту сложную систему удастся свести к одной целевой цифре", – сказал в мае инвесторам гендиректор Shell Бен ван Берден. Однако многие компании активно сокращают выбросы, говоря, что это выгодно с точки зрения прибыли. Крупные инвесторы, в том числе и BlackRock Inc. с Goldman Sachs Group Inc., говорят, что при принятии инвестиционных решений обращаются к базе данных CDP. На этой неделе HSBC Holdings PLC заявил, что до 2025 года инвестирует 100 млрд долларов в бизнесы с низкими выбросами углекислого газа, а также сократит финансирование новых электростанций, работающих на угле, в развитом мире и финансирование проектов по добыче энергетического угля по всему миру. По словам компаний, цели и работа над сокращением выбросов помогают им создать задел перед введением государственных норм. "Как только власти начнут издавать нормы и просить нас их прокомментировать, будет уже поздно", – говорит Томас Фусхёллер, директор по устойчивому развитию, экологии и энергетической работе в немецкой компании Thyssenkrupp. Компания планирует к 2020 году сокращать выброс углекислого газа на миллионы тон в год. В 2014 году выбросы этого газа у компании составили около 34 млн тонн. По оценке компании, при экономии за счет оптимизации автомобильных маршрутов и повторного использования тепловой энергии сокращение выбросов на миллион тонн приведет к снижению затрат на "много миллионов" евро. Согласно Теббе, есть взаимосвязь между экологическими целями и сокращением затрат. "Если вы экономите на энергии, то экономите на цепи поставок, и компания становится более устойчивой", – сказал он. Microsoft отмечает, что за счет повышения эффективности и сокращения потребления энергии в штаб-квартире она смогла сэкономить миллионы долларов. По словам Мишель Патрон, директора по экологической политики компании, климатические меры "играют все более важную роль в нашем бизнесе". Компания во вторник пообещала к 2030 году сократить выбросы углекислого газа на 75% в сравнении с уровнями 2013 года. Microsoft, чьи дата-центры потребят столько же электроэнергии, сколько штат Вермонт, уже стремится к тому, чтобы к концу 2018 года 50% энергии к ней поступало от возобновляемых источников. Тем временем Apple заявила, что система мощностью 17 мегаватт, установленная в ее новой штаб-квартире, является "одним из крупнейших локальных комплексов солнечных панелей в мире". Инвесторы и компании также отмечают, что проекты по борьбе с изменением климата помогают привлекать клиентов. Wal-Mart в этом году начала программу под названием Project Gigaton, подразумевающую, что в 2015-2030 годах выбросы углекислого газа в ее цепи поставок сократятся на 1 млрд тонн, что соответствует годовому объему выхлопов у более чем 211 млн легковых машин. Согласно Лоре Филипс, старшему вице-президенту по устойчивому развитию, это "способствует верности бренду".

Роль компаний в борьбе с изменением климата
© Прайм