Saint-Gobain из-за кризиса просит изменить параметры инвестсоглашения Российская «дочка» французского производителя стройматериалов Saint-Gobain — ООО «Сен-Гобен строительная продукция рус», владеющая заводом по производству гипсокартона в Нижегородской области, предложила областному правительству заключить допсоглашение, корректирующее параметры действующего инвестиционного контракта. Объем инвестиций в проект увеличивается с 3 млрд до 3,3 млрд руб., однако из-за кризиса компания не смогла достичь обещанных показателей: объемы производства пришлось сократить на 30%, а количество рабочих мест почти на 20%. Эксперты отмечают, что пик популярности гипсокартона как строительного материала пройден, но не ожидают существенного снижения спроса на него, прогнозируя, что тот будет зависеть от ситуации на строительном рынке в целом. Как рассказал на заседании инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области и.о. зам­министра инвестиций, земельных и имущественных отношений региона Александр Кононов, дочерняя компания Saint-Gobain попросила скорректировать параметры контракта, заключенного с правительством региона в сентябре 2013 года. Он пояснил, что «в связи с кризисными явлениями в экономике» параметры проекта изменились: объем инвестиций увеличился с 3,09 млрд до 3,29 млрд руб., количество созданных рабочих мест уменьшилось со 118 до 95, бюджетный эффект за период действия соглашения сокращается с 1 млрд руб. до 191 млн руб. Соответственно, инвестор предлагает снизить размер господдержки со 145 млн до 122 млн руб. за счет льгот по налогу на прибыль, а льготы по налогу на имущество оставить без изменений. Предваряя вопросы членов совета о пропорциональности снижения бюджетного эффекта и уменьшения объема поддержки, и.о. министра инвестиций, земельных и имущественных отношений Екатерина Пивоварова пояснила, что при формировании бизнес-плана проекта «была допущена ошибка в количестве нулей» при расчете налога на добычу полезных ископаемых. В любом случае, заметила министр, сумма бюджетного эффекта будет больше налоговых льгот. Кроме «ошибки в количестве нулей», к снижению бюджетного эффекта привело то, что предприятие было вынуждено сократить объемы производства из-за экономического кризиса. Напомним, мощность завода, который Saint-Gobain построила в Гомзово Павловского района Нижегородской области, составляет 30 млн кв. м гипсокартонных плит в год, но сейчас они недозагружены. Объемы производства в компании не называют, но, по оценкам экспертов, к концу 2017 года они составляют около 20 млн кв. м в год. «Производственные мощности гипсокартона в России более чем в два раза превышают объем рынка, это ударило по ценам, которые сильно снизились за последние несколько лет, в то время как себестоимость растет, из-за этого снижается прибыль», — пояснил присутствующий на заседании инвестсовета представитель компании. Сокращение числа сотрудников в компании объяснили переводом части работ на аутсорсинг и субподряд. Несмотря на ошибки в расчетах и снижение бюджетного эффекта, инвестиционный совет решил не лишать предприятие уже полученных льгот. «Хотя компания не смогла выйти на объемы, которые изначально закладывались в бизнес-плане, создание этого предприятия было важно для области, бюджетный эффект положительный и довольно значимый», — резюмировала Екатерина Пивоварова. Теперь допсоглашение будет рассматриваться депутатами регионального парламента. Отвечая на вопросы „Ъ“ о том, каким образом компания планирует увеличить объемы производства, директор по корпоративным коммуникациям Saint-Gobain в России Виталий Богаченко сообщил, что компания «делает все возможные шаги в существующей ситуации»: «Мы работаем над снижением издержек, стараемся расширять рынок, но для производителей стройматериалов расширение рынков сбыта ограничено логистикой: продавать их выгодно только в радиусе 500 км от производства, в противном случае это нерентабельно. Это касается и возможного экспорта продукции за рубеж». По словам директора Агентства строительной информации Евгения Ботки, ситуация на рынке гипсокартона в России действительно ухудшается с 2013 года, причем связано это, в частности, с потерей этим материалом популярности. С 2013 года, когда был зафиксирован пик спроса на гипсокартон, российский рынок этого материала упал примерно на 20%, до уровня 2008 года, и сейчас составляет порядка 250 млн кв. м. (из них около 8% приходится на Saint-Gobain). В 2017 году рынок гипсокартона постепенно стабилизируется и к концу года снизится не более чем на 1–2%, прогнозирует эксперт, при этом объемы производства Saint-Gobain, скорее всего, останутся на уровне прошлого года. «Эффект от снижения популярности материала уже исчерпан, и сейчас рынок гипсокартона в России, скорее всего, будет двигаться в русле движения строительного рынка в целом, а тот уже адаптируется к новой экономической ситуации: глубокого кризиса нет, цены на жилье не снижаются, хотя ввод жилья в этом году в России будет немного меньше, чем в прошлом», — полагает господин Ботка. Анна Павлова

Гипсокартонный аргумент
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде