Ещё

Вагоны разъехались по ставкам 

Вагоны разъехались по ставкам
Фото: Коммерсант
Конкуренция в отрасли выросла
ИПЕМ провел исследование уровня монопольной концентрации и распределения рыночных долей участников вагоностроительного рынка. Эксперты пришли к выводу, что уровень конкуренции прямо зависит от поведения ставки предоставления вагона: чем ниже она, тем большая монопольная концентрация наблюдается на рынке. При этом исследователи отмечают значительное падение доли ОВК  на рынке как грузовых вагонов в целом, так и полувагонов.
По данным ИПЕМ, в вагоностроении наметилось изменение структуры рынка. Под влиянием высоких ставок на предоставление вагона, сообщают эксперты ИПЕМ, конкуренция на рынке обострилась и в третьем квартале 2017 года достигла самого высокого с первого квартала 2015 года уровня. Наибольшая монопольная концентрация на рынке грузовых вагонов наблюдалась во втором квартале 2016 года, когда ставки находились на очень низком уровне, но с тех пор уровень концентрации сократился практически на 40%. При этом рынок полувагонов в 2013–2017 годах был почти вдвое менее конкурентным, чем рынок вагонов в целом: это объясняется тем, что в 2013–2014 годах на  (УВЗ) стабильно приходилось около половины производства полувагонов в России, а в 2015–2016 годах, наиболее проблемных для вагоностроителей из-за отсутствия спроса и низкой ставки, доминирующее положение в производстве полувагонов перешло к Объединенной вагоностроительной компании (ОВК) Александра Несиса.
По оценкам аналитиков, уровень конкуренции прямо связан с поведением ставки предоставления вагонов: конкуренция ниже, когда ставки находятся на низком уровне, и наоборот. Самая высокая конкуренция на рынке, пишут они, наблюдалась в 2012–2014 годах, которые характеризовались высокими ставками операторов и высоким спросом на вагоны. «Результаты анализа показывают, что ключевым фактором роста производства грузовых вагонов является рост ставок операторов, — говорит заместитель гендиректора ИПЕМ . — Антикризисные меры поддержки 2015–2016 годов не были использованы всей отраслью, что привело к существенному росту долей некоторых производителей, которые были стабилизированы ростом ставок в течение последнего года». В  «Ъ» пояснили, что хотели бы ознакомиться с исследованием более подробно.
ИПЕМ наблюдает значительное падение доли на рынке одного из крупнейших производителей — ОВК. Ее доля в структуре производства грузовых вагонов, еще во втором квартале 2016 года составлявшая 51%, в третьем квартале 2017 года снизилась до 31%, а на рынке полувагонов — с 83% до 37%. Как пояснили «Ъ» в ИПЕМ, в целом по России с третьего квартала 2016 года по третий квартал 2017 года рост производства грузовых вагонов составил 72%, полувагонов — 97%. «С одной стороны, да, мы видим удвоение объемов производства полувагонов, с другой — объемы производства у ОВК растут существенно ниже рынка», — говорят в ИПЕМ. Так, по оценкам экспертов, объем выпуска полувагонов у ОВК за три квартала этого года вырос только на 15,7% по сравнению с тремя кварталами прошлого года, в то время как у УВЗ — на 276%, у  — на 263%. В ОВК от комментариев отказались, лишь отметив, что в связи с растущим спросом на специализированный состав ОВК развивает свои мощности по выпуску цистерн для химических грузов, универсальных и фитинговых платформ, хопперов и крытых вагонов. В УВЗ согласны с оценкой ИПЕМ, говоря, что за девять месяцев текущего года рыночная доля корпорации увеличилась, приблизившись к позициям основного конкурента.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» утверждает: конкуренция на российском рынке производства грузовых вагонов в 2017 году сильно обострилась. Это подтверждает целая серия инициированных УВЗ процессов по отзыву лицензий на использование инновационных тележек, например у «Рэйлтрансхолдинга» и «Алтайвагона», а также достигнутый баланс по доле рынка в структуре закупок подвижного состава в РФ инновационных тележек Barber и УВЗ — примерно по 34–35%, отмечает эксперт. По его мнению, далее конкуренция будет только усиливаться, хотя он считает, что конкуренция сейчас определяется не столько ценой вагона или ставкой предоставления, сколько конструкционными характеристиками, сервисом и адаптацией под потребности крупнейших грузоотправителей. Процесс ухода с рынка малозагруженных вагоностроительных производств неполного цикла продолжится; вероятнее всего, будут консолидироваться и крупнейшие производители, уверен Михаил Бурмистров.
Наталья Скорлыгина,
Минтруд предложил отменить детские пособия
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео