Войти в почту

«Читай-город» переходит границы

Крупнейшая российская книжная сеть «Читай-город» рассматривает выход на белорусский рынок. Он может частично заменить для ритейлера Украину, откуда компания ушла еще в 2013 году. Впрочем, по объему эти рынки пока несравнимы, отмечают издатели.

«Читай-город» рассматривает выход на рынок Белоруссии
© Антон Белицкий / Коммерсантъ

Книжная сеть «Читай-город» ведет переговоры о выходе на белорусский рынок, сообщил ее гендиректор Михаил Иванцов. «Белоруссию имели в виду всегда, но предметно начали обсуждать сейчас»,— уточнил он, отметив, что окончательное решение по развитию в стране пока не принято.

В 2010–2013 годах сеть пыталась развиваться на Украине, объединившись с местным «Книжным супермаркетом», писал “Ъ”, но в итоге решила уйти с рынка. На Украине у сети было больше 40 магазинов, средняя выручка была ниже в сравнении с Россией, говорили в компании. Доля украинских продаж в общей структуре выручки для ритейлера была незначительной, но издательства в целом после закрытия украинского рынка потеряли не меньше 10%, говорит господин Иванцов. «Что бы ни говорили, население Украины превышает 40 млн человек, в то время как Белоруссия все же рынок потенциально небольшой, ее население в несколько раз меньше»,— признает он. По словам господина Иванцова, «Читай-город» также рассматривал выход в Латвию и страны СНГ, например Казахстан, но посчитал эти рынки менее привлекательными. В сети уточняют, что в основном компания развивается на собственные средства, хотя заемные тоже использует «как балансировку потоков доходов и инвестиций».

У «Читай-города», по сути, не было серьезного бизнеса на Украине, считает гендиректор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович: компания пыталась там развиваться с локальными партнерами, но быстро вышла оттуда. Развитие в Белоруссии, по его мнению, вряд ли заметно скажется на бизнесе: разница между открытием магазина в Белоруссии и очередной точкой в регионах невелика. В то же время присутствие крупного российского игрока может улучшить качество белорусского книжного ритейла, полагает господин Шкурович. По его словам, украинский рынок заменить сложно из-за большего размера населения страны. На Белоруссию у «Азбуки-Аттикус» сейчас приходится всего 2–3% продаж.

Директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, наоборот, отмечает, что в детском сегменте белорусский рынок почти сравнялся с украинским. Если на Украине дети все больше читают на украинском языке, то в Белоруссии родители по-прежнему покупают русскоязычные книги. При этом любое продвижение розницы можно оценить положительно, считает он: ее развитие в целом положительно сказывается на привычке к чтению.

Сейчас крупнейший игрок на книжном рынке Белоруссии — государственная «Белкнига». Ее выручка, по собственным данным, в 2016 году составила 33,6 млн белорусских рублей (около 1 млрд руб.), чистая прибыль —1,1 млн белорусских рублей (около 32,8 млн руб.). Сеть насчитывает 80 магазинов и киосков.

По собственным данным, оборот объединенной книжной сети «Читай-город — Буквоед» в 2017 году составит 20 млрд руб., объем продаж к 2016 году вырос на 20%. Компания управляет 510 магазинами в 170 городах России. В 2017 году сеть завершила ребрендинг, переименовав около 100 магазинов «Новый книжный» в «Читай-город». По данным Kartoteka.ru, ООО «Читай-город» принадлежит Михаилу Иванцову, гендиректору «Буквоеда» Денису Котову, совладельцам издательства «Эксмо» Олегу Новикову и Андрею Гредасову, а также гендиректору АСТ Павлу Гришкову.