Бюджеты смешивают с бюллетенями

Области Черноземья впервые верстают главные финансовые документы без дефицита Три области Черноземья — Воронежская, Тамбовская и Орловская —верстают на новый год главные финансовые документы, в которых расходы не превышают доходы. Бездефицитных бюджетов в макрорегионе не видели как минимум последние 20 лет, но их появление объясняется не только работой местной экономики. В Тамбовской области полагают, что бездефицитность — федеральное требование к субъектам, а перерасход региональной казны надеются компенсировать из госбюджета. Орловские власти признают, что лимит госдолга исчерпан. В Воронежской области профицит объясняют экономией. В конце минувшей недели регионы Черноземья закончили публикацию проектов бюджетов на 2018 год, а главный финансовый документ Белгородской области уже прошел первое чтение. Завершила череду публикаций Тамбовская область. Проект ее бюджета размещен на сайте облдумы, а в пятницу документ первым рассмотрел комитет регионального парламента по науке, образованию и культуре. Бюджет этой области на 2018 год запланирован с равными доходами и расходами — 41,27 млрд руб. Бюджет на 2017-й был, как и много лет подряд, дефицитным, расходы превышали доходы на 1,3 млрд руб. Теперь доходы составили из 22,34 млрд руб. налоговых и неналоговых поступлений 18,92 млрд руб. — безвозмездных поступлений (в основном федеральные и субсидии) и 18,9 млрд руб. межбюджетных трансфертов. Из последней доходной статьи половина — 9,11 млрд руб. — приходится на дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Тамбовская область рассчитывает получить самую большую дотацию по этой статье из всех регионов Черноземья (подробнее см. „Ъ“ от 12 октября). Верхний предел госдолга Тамбовской области, который не должен быть превышен на конец 2018 года, запланирован на уровне 17,6 млрд руб. На 1 октября 2017-го он достигал 16,5 млрд руб. «Мы впервые за последние 20 лет будем принимать бездефицитный бюджет, — отметил вчера в беседе с „Ъ“ Владислав Юрьев, первый вице-спикер Тамбовской облдумы, курирующий финансово-бюджетный блок. — Это его главная отличительная черта от предыдущих». По словам господина Юрьева, такая особенность характерна для многих региональных бюджетов на 2018 год. Парламентарий уточнил, что по итогам совещания под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Козака 3 ноября министр финансов Антон Силуанов дал указание, что областные бюджеты на будущий год должны быть бездефицитными: «Это требование распространяется на значительный перечень регионов, конечно, не все, но многие субъекты в 2018 году будут бездефицитными». Как пояснил Владислав Юрьев, дефицит тамбовского бюджета на 2018 год должен быть покрыт дополнительным выделением федеральных средств: «Расходы в документ заранее закладываются в соответствии с источниками, способными их покрыть. Нам была выделена дополнительная единовременная субвенция, чуть больше 2 млрд руб., за счет этого мы стали бездефицитными». В прошедшем на прошлой неделе «нулевое» чтение в облдуме бюджете Воронежской области доходы даже немного преобладают над расходами, документ запланирован с профицитом в 147 млн руб. Доходы ожидаются в 84,5 млрд руб., а расходы — 84,4 млрд руб. Бездефицитный бюджет в регионе тоже верстается «впервые за долгие годы», отметил спикер облдумы Владимир Нетесов. Он объяснил это экономией. «Наши подходы к планированию финансовых затрат и контроль над ними стали более эффективными. Расходы становятся адресными», — сказал господин Нетесов. Дефицит областного бюджета на 2017 год был запланирован в 2,8 млрд руб. На регион в 2018-м запланировано порядка 7 млрд руб. дотаций на бюджетную обеспеченность, это второй по величине показатель в макрорегионе. Порог госдолга региона по итогам следующего года в проекте бюджета установлен на уровне 30,22 млрд руб. На 1 октября показатель составил около 27,2 млрд руб. Третий бездефицитный бюджет в Черноземье планируют в Орловской области. Его доходы и расходы составляют 27,67 млрд руб. Это объясняется особенностью местной бюджетной политики. В облправительстве вчера сообщили „Ъ“, что принимают бездефицитный бюджет уже второй год подряд, но причина не в сокращении расходов, а в уже достигнутом предельном лимите госдолга. Если в новом бюджете появится дефицит, то его нечем будет скомпенсировать. Объем госдолга Орловской области на будущий год запланирован в 18,34 млрд руб. На 1 октября он составлял 16 млрд руб., увеличившись с начала года на 1,3%. На регион запланировано около 5,7 млрд руб. дотаций для выравнивания бюджета. В бюджетах Курской, Липецкой и Белгородской областей запланирован дефицит, эти же регионы ранее получили значительно меньший объем дотаций, чем соседние. Бюджет Белгородской области был принят в первом чтении 16 ноября. Объем доходов запланирован в 70,2 млрд руб., расходов — 73,1 млрд руб. Дефицит ожидается в 2,8 млрд руб. Выступая в облдуме, вице-губернатор, начальник регионального департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик сообщил, что в одной из самых закредитованных областей теперь заметна «тенденция снижения долговой нагрузки бюджета». По оценке чиновника, на конец 2017 года объем долга составит порядка 39,8 млрд руб., на 2,1 млрд руб. меньше прошлогоднего показателя. Верхний предел госдолга Белгородской области по итогу 2018-го прогнозируется в 35 млрд руб. Проект бюджета Курской области на 2018 год, по данным областного комитета финансов, предусматривает около 43 млрд руб. доходов, расходы — 46,1 млрд руб. По ожиданиям главы комитета Людмилы Положенцевой, дефицит бюджета (3,1 млрд руб.) области в соотношении с доходами не превысит прошлогодних показателей. Проект Курская облдума должна рассмотреть 24 ноября. Дефицит бюджета Липецкой области по проекту достигает 1,53 млрд руб. Доходы ожидаются на уровне 46,99 млрд руб., расходы — 48,52 млрд руб. Предел госдолга на конец года установлен в 17,22 млрд руб. По данным Минфина на 1 октября, долг области — 15,5 млрд руб., с начала года он уменьшился на 14,2%. Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский находит требование составить бездефицитный бюджет «вполне закономерным» по экономическим причинам: «Дефицит не должен превышать 1-2% доходов, его полное отсутствие стимулирует экономический рост, но усиливает инфляцию. Единственный рыночный путь к устранению дефицита заключается не в увеличении помощи из госбюджета, а в росте производительности труда в регионе». В ходе исполнения бюджета добиться бездефицитности будет сложно, отмечает аналитик «Алора» Алексей Антонов: «Области Черноземья, например Тамбовская, не в первых рядах среди дотационных регионов, таких как Якутия или Дагестан. Властям стоит придумать эффективные модели по стимулированию внутренних экономических процессов». «Перед выборами бюджеты начинают значительно корректироваться. Вопрос в том, насколько они отражают реальную картину финансового состояния регионов. Не исключено, что многие итоговые показатели не будут соответствовать заявленным», — сказал основатель занимающейся финансовым консультированием группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин. Объем дефицита региональных бюджетов не только экономический, но и важный политический показатель, считает политолог Владимир Слатинов. «Даже “условно новое” президентство должно начинаться с минимумом застарелых проблем. А нарастание дефицита региональных бюджетов из-за сочетания экономических условий с требованиями исполнения “майских указов” — серьезная головная боль в субъектах, — полагает господин Слатинов. — Успех борьбы с дефицитом хоть и не вошел в число недавних 24 показателей оценки губернаторов, но он серьезно говорит о состоятельности регионального руководства. Черноземным губернаторам-старожилам нужно показывать, что они еще многое могут, чтобы не попасть под очередное обновление элит. А молодые главы, как в Тамбовской и Орловской областях, стремятся “оправдать доверие”». Сергей Калашников

Бюджеты смешивают с бюллетенями
© Коммерсантъ в Воронеже